Страница:Heine-Volume-2.pdf/493

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 493 —

блѣдно-желтымъ лицомъ, кажется, вопить и стонетъ въ со-вершенномъ отчаяніи. Мальчикъ. глуповатый бѣднякъ, дер-житъ въ рукахъ ч хлѣбъ, хочетъ ѣсть, но безсознательное сочувствіе семейному горю мѣшаетъ ему проглотить кусокъ, оттого выраженіе его лица еще печальнѣе. Покойникъ, кажется, старшій сынъ, опора и украшеніе семейства, ко-риноскій столбъ дома; цвѣтущій юностью, граціозный и почти улыбающійся, лежптъ онъ на носилкахъ, такъ что въ этой картинѣ жизнь представлена мрачною, некрасивою и печальною, а смерть—безконечно прекрасною, даже гра-ціозною и чуть не улыбающеюся.

Но художникъ, умѣвшій такъ украсить смерть, сумѣлъ изобразить жизнь еще великолѣпнѣе: его сЬеГ-сГоеиѵге— «Жнецы», есть какъ бы апоѳеозъ жизни; смотря на нее, забываешь, что есть царство тѣней, и не подумаешь, что гдѣ-вибудь свѣтлѣе и прекраснѣе, чѣмъ у насъ на землѣ. «Земля есть небо, и люди обожествлены» — таково великое откровеніе, блистающее чудными красками на этой картинѣ. Передъ нами пустынный поля Романьи, озаренныя велико-лѣпнѣйпіимъ закатомъ солнца. Посрединѣ крестьянская те-лѣга, которую тянуть въ упряжкѣ изъ желѣзныхъ цѣпей два огромныхъ вола, и въ ней цѣлая семья иоселянъ, остановившихся на отдыхъ. Направо сидятъ подлѣ сноповъ отдыхающія жницы; какой-то малый играетъ на золынкѣ, другой съ счастливѣйшимъ видомъ поднлясываетъ, и вамъ точно слышатся и музыка, и слова:

Баті&еііа, Іиііа Ъеііа,

Ѵогза, ѵѳгза іі Ьеі ѵіпо!

Слѣва тоже выходятъ женщины, молодые и красивые цвѣты, нагруженные снопами, и двое молодыхъ жнецовъ, пзъ которыхъ Одинъ, съ опущенными глазами, млѣетъ въ сладостной нѣгЬ, а другой ликуетъ, высоко махая въ воз-духѣ серпомъ. Между двумя волами стоить здоровенный царек ь съ загорѣюй грудью, должно-быть, работникъ, который, стоя, дѣлаетъ віезіа. Въ телѣгѣ покоится съ одной стороны старый дѣдъ, добрый, дряхлый старикъ, но который, можетъ-быть, духовно уиравляетъ семейной телѣгой; съ другой стороны, его сынъ—спокойно смѣлая мужественная фигура; онъ сидитъ, скрестивъ ноги на спинѣ буйвола, и держитъ въ рукѣ кнутъ, видимый символъ господина; нѣсколько выше, и почти стоя—молодая красавица съ ре-бенкомъ на рукахъ—роза и почка; а подлѣ нея тоже

молодой красавецъ, вѣроятно, ея брать, который намѣревается