Страница:Heine-Volume-4.pdf/107

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 106 --

унесла холера. Многіѳ значительные государственные люди, изъ коихъ самый выдающійся Мартиньякъ, умерли отъ дру-гихъ болѣзней. Друзья науки особенно оплакивали смерть Шамноліона, который изобрѣлъ столькихъ егяпетскихъ царей, и смерть Кювье, который открылъ такъ много боль-гаихъ звѣрей, уже не существуюіцихъ, и доказалъ нашей матери-землѣ самымъ нелюбезнымъ образомъ, что она на много тысячъ лѣтъ старше, чѣмъ выдавала себя до сихъ поръ. «Лээ тѳэтъ заннъ вонъ» (Бее ібіез в'еп ѵопі), про-квакалъ г. Себастіани, узнавъ о смерти Перье, и вдобавокъ чироквакалъ, что и онъ тоже скоро умретъ.

Смерть Перье произвела здѣсь меньшую сенсацію, чѣмъ можно было ожидать. Даже на биржѣ. Я не могъ удержаться, чтобы въ тотъ день, когда умеръ Перье, не пойти на Ріасе йе 1а Вошт Тамъ возвышался огромный мраморный храмъ, въ которомъ Перье почитали, какъ божество, всякое его слово какъ нзреченіѳ оракула; и я дотронулся до его колоннъ, окружающихъ его снаружи, и всѣ онѣ были неподвижны и холодны, какъ сердца тѣхъ людей, для которыхъ Перье сдѣдалъ такъ много. О, жалкіе карлики! Никогда больше ни Одинъ великанъ не пожертвуетъ собой ради ваеъ и не оставить своихъ огромныхъ братьевъ для того, чтобы служить вашимъ карликовскимъ интересамъ! Пусть себѣ эти карлики издѣваются надъ бѣдными, неуклкн жими великанами, сидящими на горахъ, тогда какъ они, маленькіе, благодаря своему росту, проползають въ тѣсныя горныя пещеры и извлекаютъ оттуда,- или отнимаютъ у еще бо.тѣе мелкихъ гномовъ, метадларіевъ, благородный металлъ. Спускайтесь, спускайтесь все ниже и ниже въ ваши шахты, только держитесь крѣпче за лѣстницу и не смущайтесь тѣмъ, что ступеньки все становятся тѣмъ грязиѣс, чѣмъ глубже вы спускаетесь въ самыя драгоцѣнныя залежи богатства.

Я всякій разъ злюсь, когда вхожу на биржу, въ это прекрасное мраморное зданіѳ, выстроенное въ благороднѣйшемъ греческомъ стилѣ и иосвященное самому презрѣнному дѣлу— барышничанью государственными бумагами. Это — самое красивое зданіе Парижа; выстроилъ его Наполеонъ. Въ томъ же стилѣ и масштабѣ сталь онъ строить храмъ славы. Ахъ, храмъ славы не былъ оконченъ; Бурбоны превратили его въ церковь и посвятили ее кающейся Магдалинѣ; но биржа стоить совсѣмъ готовая, въ ея полномъ блескѣ, и

ея вліднію слѣдуетъ, конечно, приписать то, что ея благо-