Страница:Heine-Volume-4.pdf/129

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 128 — .

наоборотъ, утверждаетъ, что это возстаніе отнюдь не было подготовлено заранѣе, что число республиканцевъ было | очень ограничено, и что у нихъ совсѣмъ не было вождей. Это, кажется, правда. Во всякомъ случаѣ, однако, для оп-позиціи большое счастье, что эта неудавшаяся попытка революціи произошла какъ разъ въ то время, когда, оппо-зшця была собрана іп согрогѳ и какъ бы стояла въ бое-вомъ порядкѣ. По если оипозиція утратила черезъ это часть значенія, которымъ пользовалась, то правительство потеряло въ этомъ отношеніи еще больше, благодаря своему необдуманному объявленію ёі&і <1е зіёде. Оно какъ будто хотѣло показать, что если на то пойдетъ, то оно сумѣетъ осрамить себя еще больше, чѣмъ оппозиція. Я въ самомъ дѣлѣ думаю, что дни 5-го и 6-го іюяя слѣдуетъ считать простымъ событіемъ, которое не было особенно подготовлено. Похороны Ламарка должны были служить не болѣе, какъ болыпимъ военнымъ смотромъ опиозиціи. Но собраніе столькихъ враждебно настроенныхъ и воинственныхъ людей внезапно было охвачено непреодолимымъ энтузіазмомъ, вдох-новеніе свыше сошло на нихъ не вб-время, они начали не вб-время пророчествовать, а видъ краснаго знамени, вѣроятно, подѣйствовалъ на нихъ магически и совсѣмъ лицшлъ ихъ разсудка.

Есть что-то мистическое въ этомъ красиомъ, съ черной каймой, знамени, на которомъ написаны черными буквами слова «1а ІіЬегІё ой 1а тог'Ы», и которое, подобно хоругви смерти, высоко развѣвалось надъ всѣми головами *на Аустер-лицкомъ мосту. Многіе, видѣвшіе своими глазами таинствен-наго знаменоносца, увѣряютъ, что это былъ высокій, худощавый человѣкъ, съ длиннымъ мертвеннымъ лицомъ, неподвижными глазами, сжатымъ ртомъ, надъ которымъ съ обѣихъ сторонъ торчали черные староиспанскіе усы съ длинными заостренными концами, и эта страшная фигура сидѣла неподвижная, какъ привидѣніе, на болыпомъ воро-номъ клеперѣ, въ то время, какъ кругомъ яростно кипѣла битва.

Слухи, которые въ настоящее время ходятъ насчетъ Ла-файета, въ связи съ этимъ знаменемъ, старательнѣйше опровергаются его друзьями. По ихъ словамъ, онъ не воз- | лагалъ вѣнка ни на красное знамя, ни на красный кол-пакъ. Бѣдный генералъ сидитъ дома и плачетъ о печальномъ исходѣ этого торжества, въ которомъ, какъ въ болыпинствѣ

народныхъ возстаній съ самаго начала революціи, онъ опять