Страница:Heine-Volume-4.pdf/474

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 473 —

совсѣыъ въ дурномъ французскомъ вкусѣ, а именно представляетъ разговоръ между наперсницами. Какая разница съ нашимъ великимъ образцомъ, Шексииромъ, у котораго самая экспозиція представляетъ уже достаточно мотивированное дѣйствіе. Постояннаю развитія дѣйствія вовсе нѣтъ. Такое развитіе замѣчается лишь до извѣстныхъ моментовъ. Эти моменты—конецъ перваго и конецъ четвертаго дѣйствія; тутъ авторъ всякій разъ какъ бы дѣлаегь новый разбѣгъ.

Перейдемъ къ разбору поэтическихъ достоинствъ «Тассо».

Многихъ удивить, что мы помѣщаемъ подъ этой рубрикой сценическіе эффекты. Въ послѣднее время, когда большинство молодыхъ поэтовъ стремится къ сценическимъ эффектамъ въ ущербъ драматическому элементу, различіе между первыми и вторымъ обсуждалось довольно часто и выяснено въ достаточной мѣрѣ. Это порочное стремленіе вытекаетъ изъ самой природы вещей. Писатель хочетъ произвести впечатлѣніе на публику, а это впечатлѣніе легче достигается сценическими, нежели драматическими достоинствами пьесы. «Тассо» Гете проходить на сценѣ тихо, беззвучно; а часто самое жалкое произведете, въ которомъ и діалогъ и дѣйствіе деревянные, и притомъ изъ самаго плохого дерева, но въ которомъ очень много театральныхъ хлОпушекъ, разрывающихся въ надлежащій моментъ, вызываете рукоплесканія въ галлереѣ, одобреніе въ партерѣ и самый благосклонный пріемъ въ ложахъ. — Мы не можемъ достаточно часто и достаточно громко повторять молодымъ писателямъ, что чѣмъ болѣе замѣтно въ драмѣ стремленіе къ такимъ хлопушечнымъ эффектамъ, тѣмъ она хуже. Но мы признаемъ, что если театральный эффекте выведенъ тамъ, гдѣ онъ естествененъ и необходимъ, то онъ принадлежите къ поэтическимъ красотамъ драмы. Это именно мы и нахо-димъ въ разбираемой трагедіи. Театральные эффекты вплетены въ нее весьма скудно, но тамъ, гдѣ они есть, особенно въ концѣ пьесы, они производите въ высшей степени поэтическое впечатлѣніе.

Еще болѣе страннымъ покажется то, что мы причисляемъ соблюденіе трехъ драматическихъ единствъ къ поэтическимъ красотамъ пьесы. Единство дѣйствія мы счетаемъ безусловно необходимымъ по самому существу трагедіи. Но, какъ уви-димъ ниже, есть Одинъ родъ драмы, въ которомъ недоста-токъ единства дѣйствія можете быть извиненъ. Что же касается единствъ времени и мѣста, то хотя мы настоятельно

рекомендуемъ соблюденіе обоихъ. этихъ единствъ, но не по-