Страница:Heine-Volume-4.pdf/500

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 499 —

трактирщика Разіа, гдѣ ему были особенно по вкусу дрозды съ можевеловымъ вареньемъ; но всякими дроздами здѣпшяго свѣта и всякими его удовольствіями онъ всегда готовь былъ пожертвовать съ гордою рѣпгамостью, когда дѣло шло объ идеѣ, которую онъ признавалъ вѣрною и справедливою. И онъ дѣлалъ это такъ безпритязательно, даже стыдливо, что никто и не эамѣчахъ въ немъ тайнаго мученика, скрывав-шагося за этою комическою оболочкою.

По свѣтскимъ понятіямъ, жизнь его была жизнь неудачника. Симонъ де-Гельдернъ окончилъ въ іезуитской коллегіи курсъ тагь-называемыхъ гуманистическихъ наукъ, Ьшпапіога; но когда, по смерти своихъ родителей, онъ былъ поставленъ въ полную возможность выбирать себѣ карьеру по своему усмотрѣнію, то не выбралъ никакой, отказался отъ посту-пленія въ какой-нибудь иностранный университета, чтобы научиться тамъ чему-нибудь ради пріобрѣтенія куска на-сущнаго хлѣба, и предпочел остаться у себя дома, въ Дюссельдорфѣ, дь «Ноевомъ ковчегѣ», какъ онъ нрозвалъ домикъ, который перешелъ къ нему отъ отца и надъ дверьми котораго красовалось прекрасно высѣченное и пестро раскрашенное изображеніе Ноева ковчега.

Отличаясь неутомимымъ нрилежаніемъ, онъ предавался тамъ всѣмъ своимъ любимымъ занятіямъ и забавамъ, своей библіоманіи и особенно страсти къ сочинительству, которой онъ удовлетворялъ главнымъ образомъ въ разннхъ полити-ческихъ газетахъ и темныхъ періодическихъ изданіяхъ.

Замѣчу кстати, что ему стоило величайшихъ усилій не только писать, но и думать.

Не происходила ли эта страсть къ писательству отъ настой чиваго желанія приносить пользу обществу? Онъ интересовался всѣми вопросами дня и чтеніе газетъ и брогаюръ доводить до маніи. Сосѣди называли его докторомъ, но собственно не столько за его ученость, сколько потому, что отецъ н брать его были докторами медицины. А у старухъ нельзя было выбить изъ головы, что сынъ стараго доктора, который такъ часто ихъ лѣчилъ, не унаслѣдовалъ отъ отца и его цѣлѳбныя средства, и когда онѣ заболѣвали, то прилгали къ нему со склянками своей мочи и слезными мольбами нзслѣдовать ее, сказать имъ, чѣмъ именно онѣ больны. Когда бѣдному дядюшкѣ мѣгаали такимъ образомъ заниматься, онъ сердился не на шутку и прогонялъ старыхъ бабъ съ ихъ склянками ко всѣмъ чертямъ.

Вотъ этотъ-то дядюшка и имѣлъ большое вліяніе на мое

28*