Страница:Il Principe-Machiavelli-Kurochkin.pdf/97

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

вести общее правило: Государю трудно избѣгнуть смерти, если человѣкъ энергическій и закаленный въ своемъ намѣреніи замыслитъ его погибель, потому что человѣкъ, не дорожащій своей жизнью, обыкновенно дѣлается властелиномъ жизни другихъ людей; но такъ какъ случаи подобнаго рода встречаются рѣдко, то Государямъ нечего ихъ и опасаться. Все, что можетъ сдѣлать Государь, въ видахъ избѣжанія подобной участи, состоитъ въ осторожности и избѣжаніи поводовъ къ сильнымъ оскорбленіямъ своихъ окружающихъ и приближенныхъ. Антонинъ въ этомъ смыслѣ неостерегся, несправедливо приговорилъ къ казни брата центуріона, сдѣлавшагося впоследствіи его убійцею, и мало того, каждый день угрожалъ тою же участью и ему, — не удаляя его однако изъ числа своихъ приближенныхъ тѣлохранителей. Это была большая неосторожность, долженствовавшая его погубить, — что и случилось.

Перейдемъ къ Коммоду. Этому Государю было легко удерживать за собою власть, такъ какъ она была наслѣдственная и перешла къ нему, какъ къ сыну Марка Аврелія; ему стоило только идти по слѣдамъ отца, и онъ могъ удерживать и народъ и войско въ повиновеніи. Но, какъ человѣкъ жестокой и низкой души, для того, чтобы удовлетворять своему стремленію къ грабительству, онъ вздумалъ потворствовать солдатамъ и дозволять имъ всякую распущенность. Кромѣ того, забывая достоинство своего сана, онъ нередко являлся на публичной аренѣ для борьбы съ гладіаторами и предавался всякому неприличію, несоотвѣтствовавшему величію римскаго правителя, такъ что возбудилъ къ себѣ омерзеніе даже въ своихъ солдатахъ, и такимъ образомъ, презираемый одними и ненавидимый другими, онъ былъ задавленъ убійцами, во время возникшаго противъ него заговора.

Мнѣ остается сказать только о Максиминѣ. Онъ отличался воинскими способностями и храбростію. По смерти Александра Севера, о которомъ я уже говорилъ, войска, недовольныя его слабостью, избрали императоромъ Максимина; но онъ недолго удержалъ за собою полученную власть. Два обстоятельства возбудили къ нему всеобщее презрѣніе и ненависть. Первое обстоятельство состояло въ ничтожности его происхожденія: всѣмъ было извѣстно, что