Страница:Istorichesky Vestnik Vol.XV 1884.pdf/134

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Похожденія Сулимы

131

глупо кончилъ жизнь послѣдній начальникъ краковскаго и сандо-мірскаго воеводствъ!..

Сулима скитался еще по лѣсамъ до мая 1864 года, въ окрестно-стяхъ Пршиленка, Оксы, Домбя и другихъ деревень, куда захо-дилъ къ разнымъ знакомымъ и незнакомымъ лицамъ, чтобы поѣсть и выспаться какъ надо. Одни временные хозяева его были гостѳ-пріимны и старались всячески показать, что не стѣсняются пре-бываніемъ у нихъ такого подоэрительнаго гостя, а другів, принявъ его и накормивъ, только и думали, какъ бы отъ него избавиться. Постоянная опасность и неизвѣстность въ будущемъ приводили его въ отчаяніе... Наконедъ, онъ узнаётъ, что вышелъ указъ, дат рующій помилованіе всѣмъ повстанцамъ, которые явятся добровольно и присягнуть на вѣрное подданство. Сулима однакожъ, об-мысливъ со всѣхъ сторонъ свое положеніе, рѣшился отправиться въ Варшаву, въ томъ разсчетѣ, что найдетъ тамъ хаосъ и снова-ніе взадъ и впередъ всякихъ личностей, среди которыхъ будетъ нетрудно жить за совершенно невиннаго и получить паспортъ.

Прежде всего, онъ перебрался въ Лаховъ, а потомъ въ Кур-желовъ, гдѣ пошелъ прямо въ дрмъ пробоша, у котораго нашелъ офицера, лежавшаго на диванѣ. Офицеръ оглядѣлъ прибывшаго съ головы до ногъ и спросиль: «панъ откуда?»

— Я здѣшній оффиціалистъ, отвѣчалъ Сулима.

— А теперь откуда?

— Ѣздилъ въ Лаховъ купить картофелю.

Офицеръ помолчалъ немного, потомъ спросилъ: а былъ панъ въ возстаніи?

— Нѣтъ, ие приходилось никогда! Я не чувствовалъ въ себѣ къ этому ни охоты, ни смѣлости!

— Можешь панъ дать мнѣ въ этомъ честное слово?

Сулима молчалъ. Замѣтивъ въ немъ нѣкоторое смущеніе, офицеръ повторилъ:—Честное слово, что панъ не былъ въ возста-ніи?

Сулима не рѣпшлся долѣе лгать и признался, что былъ въ воз-станіи.—Скажу даже болѣе: я пришелъ прямо изъ банды! Дѣлайте со мною, чтб хотите!

— А какъ думаешь, чтб я сдѣлаю?

— Какъ думаю?.. Ничего хорошаго не думаю!

— Ошибаешься, панъ, сказалъ офицеръ, вставая съ дивана и протягивая Сулимѣ руку: я хотѣлъ только испытать, какъ много значить для васъ, поляковъ, честное слово. Объявляю, что панъ воленъ итти куда ему угодно: никто пана не тронеть. Сейчасъ выдамъ свидетельство, что панъ явился добровольно. Ступай съ этимъ свидѣтельствомъ въ Бѣльцы и принеси присягу въ вѣрноподданичествѣ. Вотъ и все!

Пробошъ былъ до такой степени радъ подобному счастливому