Страница:Istorichesky Vestnik Vol.XV 1884.pdf/190

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

187

вехѣтя казннти и продаватн, охочнхъ на покупъ много». Такимъ обраэомъ, Москва хотѣла распространить, вопреки условіямъ иароднаго быта, свою государственность, и иа рязанское, еще независимое отъ нея княженіе, избирая для этого средство закрѣпденія на мѣстѣ и даже продажу вольныхъ людей людямъ охочимъ покупать ихъ.

Общіе выводы изъ изслѣдованій г. Иловайскаго представляются въ слѣ-дующемъ.

Во-первыхъ, городъ Рязань должно считать первоначально черниговскимъ поселеніемъ, основанномъ ие иа славянской, а на финской аемлѣ, которая въ ту пору пѳ имѣла сплопшаго славянскаго населенія, и Рязанское княжество, какъ и княжество Суздальское, было обязано своимъ вовникновешемь системѣ княжеской, а не народной колониваціи.

Во-вторыхъ, въ половинѣ XII столѣтія, Рязань, вмѣстѣ съ Муромомъ, стала выдѣляться изъ черниговско-сѣверскаго удѣла, утверждаться ва ро-домъ Ярослава Святославича и сдѣлалась хетроноліею народовъ, расположен-нихъ ввергь по Окѣ до устья Лопасны и по Пронѣ. Славяискій же и вмѣ-стѣ съ тѣмъ христіанскій злементъ иаселенія сосредоточился въ центральной области Рязанскаго княжества, которая заключалась между Окою, Провею и Осетромъ.

Въ третьихъ, изъ дальнѣйпшхъ выводовъ г. Иловайскаго оказывается, что ХП вѣкъ былъ временемъ борьбы Рязани съ Владиміроѵь и что дробленіе ряванскаго княжества н происходившія въ немъ усобицы болѣе всего содѣй-ствовали перевѣсу надъ нимъ Сувдаля. Въ XIV вѣкѣ началась борьба Ряванскаго княжества съ Москвою, но въ сущности борьба зта была продол-женіемъ предшествовавшей ей борьбы съ Суздалемъ, при прежнихъ неблаго-пріятяыхъ для Рявани условіяхъ ея внутренняго состоянія. Наибольшее зна-ченіе Рязань получила при великомъ княвѣ Олегѣ, стремившемся къ тому, чтобы изъ своего княжества создать такой центръ, около котораго могла бы собраться юго-восточная Русь. Осуществлению такого стремленія, по укава-ніямъ г. Иловайскаго, воспрепятствовали ие только ходъ историческихъ со-бытій, но еще и зтнографическія условія. Послѣ Олега могущество Рязанскаго княжества поникло и политика Москвы такъ невамѣтно и такъ неиэ-бѣжно подчинила его своей власти, что уничтоженіе его самостоятельности совершилось позже безъ всякой борьбы. Съ своей стороны г. Иловайсній находить, что Рязанское княжество, по образованности и по матеріальному бла-госостоянію, уступало московскому и тверскому и что главною тому причиною были невыгодный не только географичесвія, но еще и этнографнческія услонія, вслѣдствіе недостатка безопасности и долгаго преобладанія финно-турецкаго элемента въ составѣ мѣстнаго населенія. Конечно, многимъ, не пріобыкшннъ къ этнографическимъ тонкостямъ, покажется страннымъ ука-ваніе г. Иловайскаго на вліяніѳ какой бы то ни было «турецкой» примѣси въ коренной подмосковской русской области. Но безъ соннѣнія г. Иловайскій, какъ свѣдущій этнографъ, открылъ тамъ такія черты быта и народности, который ваставятъ согласиться съ его мнѣніемъ тѣхъ, кто только поверхностно относится къ вопросамъ, имѣющимъ для себя исходную точку въ такой отдаленной древности, когда смѣшеніѳ племенъ составляло вачатокъ для даль-нѣйшаго развитія исторіи европейскихъ народовъ, а въ числѣ ихъ и русскаго народа. Не смотря, однако, на продолжительное преобладаніе въ Рязанскомъ

краѣ упомянутой племенной примѣси, г. Иховайскій находить, что въ фор-