Страница:Istorichesky Vestnik Vol.XV 1884.pdf/289

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

287

— Одно слово, по писанію—«широковидная».

— Да и сестра Виринея шибко рѣжетъ.

— А нашъ - отъ старецъ Вавила, гляньте, какимъ козыремъ идетъ.

— Словно Самсонъ на филистимлянъ.

Обѣ лавы косарей все ближе и ближе сдвигаются. Уже небольшая полоса нескошенной травы раздѣляетъ мужскую лаву отъ женской. Сестра Платонида и старецъ Вавила первые прорѣзали свои полосы до конца, и остановились, красные, разгорѣвпгіеся.

— Богъ въ помощь, матушка Платонидушка.

— Спасибо на божьемъ словѣ, Вавилушка братецъ.

Косцы вынимаютъ иэъ-за голенищъ деревянный лопатки и шар-каютъ ими о притупившіяся косы. Наближаются и другіе косцы— лава къ лавѣ.

А Кравковъ вмѣстѣ съ Герасимушкой и Саватѣюшкою Персидскими идутъ за лавами косцовъ и собираютъ въ плетешки перепелиныя яйца: послѣ скошенной травы перепелииыя гнѣвда открываются то тамъ, то вдѣсь, и Кравковъ съ своими молодыми друзьями собираетъ сѣренькія, пятнистыя яички, потому что все равно ихъ сороки повыпиваютъ. Вонь они, долгохвостыя, такъ и вьются надъ скошенными полосами, ища легкой добычи. А иэъ этихъ перепелиныхъ яичѳкъ какія вкусныя яичницы готовить въ скитахъ!

Первая полоса скошена. Косы притупились. Косцы собираются у «стана» и, усѣвшись кругами на землѣ, начинаютъ «отбивать» небольшими молотками ,на такихъ же небольшихъ наковальняхъ притупившіяся лезвея косъ. Звонъ раздается по всей полянѣ, и эхо его повторяется въ лѣсу по ту сторону Иргиза.

Передохнувъ, идутъ косить вторую полосу. А тамъ, вскорѣ и копны готовы—вся поляна такъ и усѣяна копнами. Тутъ ужь «копнить» сѣно—это бабье дѣло: на такое дѣло сестры большія мастерицы.

А тамъ, глядишь, и ржи и пшеницы стали соврѣвать. Новая работа всему скитскому населенію, и такъ почти круглый годъ: уборка, молотьба, помолы на скитской мельницѣ. А тутъ же и возка арбузовъ и дынь съ бахчей, соленье и квашенье тѣхъ и другихъ на зиму... Горы огурцовъ, капусты...

Проходить лѣто. Наступаютъ осенніе заморозки — «эвонкая осень», когда шибко укатанная и промерзшая дорога звенитъ на зарѣ подъ кованными колесами. Но снѣгу еще нѣтъ, ибо заволжская осень суха и ясна. Озеро уже подернуто тонкимъ, прозрач-нымъ какъ стекло льдомъ. Ледъ дѣлается все толще и толще. Раннимъ утромъ Кравковъ отправляется съ юными Персидскими «глушить» рыбу по замерзшимъ берѳгамъ Калача, особенно по ту

сторону озера, въ приглубыхъ заливахъ и въ длинныхъ «куткахъ»,