Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/147

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


Несмотря на развитіе ямскихъ дорогъ, оставалось еще много мѣстностей, не имѣвшихъ постоянныхъ ямскихъ сообщеній. Въ концѣ XVII в. такіе города, какъ Владиміръ, Устюгъ Великій, Сольвычегодскъ, Каргополь, Яренскъ, Тотьма, Соликамскъ, область Двины, Пустоозеро, — не были на пути ямскихъ дорогъ, а отбывали ямскую повинность для правительства, въ случаѣ надобности, „міромъ“[1]. Такой же порядокъ, какъ это ни странно, былъ и въ Малороссіи. Бояринъ П. В. Шереметевъ сдѣлалъ попытку установить ямскую повинность въ Кіевѣ, чтобы облегчить мѣщанъ отъ экстренныхъ повинностей этого рода. Онъ полагалъ установить указныя подводы въ Кіевѣ въ количествѣ 60 и по отбыванію этой повинности приписать къ Кіеву мѣстечки Баришполь, Воронково и Гоголевъ; равнымъ образомъ предполагалось учредить ямы и въ другихъ городахъ. По-видимому, это не удалось (такъ же, какъ мы видѣли выше относительно почты)[2].

Хотя положеніе ямщика по-прежнему было привиллегированнымъ, — по Уложенію за безчестіе, нанесенное ямщику, надо было платить впятеро больше, чѣмъ за безчестье, нанесенное простому крестьянину[3], ямщикамъ выдавались жалованныя грамоты, которыя предписывалось снабжать большою печатью на красномъ воскѣ[4], всякія ихъ жалобы внимательно выслушивались[5], тѣмъ не менѣе тяжесть службы заставляла ихъ часто уклоняться отъ нея, бѣжать и скрываться. Правительство было чрезвычайно недовольно этимъ; не могли быть до-

  1. А. А. Э., IV, № 250. Доп. къ А. И., X, 89. Воронежскіе акты, II, № LVIII. Лаппо-Данилевскій, Организація прямого обложенія въ Моск. государствѣ, Спб., 1890, стр. 366.
  2. Барсуковъ, Родъ Шереметевыхъ, т. VI, Спб, 1892. Стр. 404—406.
  3. За ямщика — 5 р., за крестьянина — 1 р. (Уложеніе, гл. X).
  4. Уложеніе, XVIII гл. Печатныхъ пошлинъ съ такой грамоты полагалось 2 р. 50 к.
  5. Напр. см. П. С. 3., № 1473.
Тот же текст в современной орфографии

Несмотря на развитие ямских дорог, оставалось еще много местностей, не имевших постоянных ямских сообщений. В конце XVII в. такие города, как Владимир, Устюг Великий, Сольвычегодск, Каргополь, Яренск, Тотьма, Соликамск, область Двины, Пустоозеро, — не были на пути ямских дорог, а отбывали ямскую повинность для правительства, в случае надобности, „миром“[1]. Такой же порядок, как это ни странно, был и в Малороссии. Боярин П. В. Шереметев сделал попытку установить ямскую повинность в Киеве, чтобы облегчить мещан от экстренных повинностей этого рода. Он полагал установить указные подводы в Киеве в количестве 60 и по отбыванию этой повинности приписать к Киеву местечки Баришполь, Воронково и Гоголев; равным образом предполагалось учредить ямы и в других городах. По-видимому, это не удалось (так же, как мы видели выше относительно почты)[2].

Хотя положение ямщика по-прежнему было привилегированным, — по Уложению за бесчестие, нанесенное ямщику, надо было платить впятеро больше, чем за бесчестье, нанесенное простому крестьянину[3], ямщикам выдавались жалованные грамоты, которые предписывалось снабжать большою печатью на красном воске[4], всякие их жалобы внимательно выслушивались[5], тем не менее тяжесть службы заставляла их часто уклоняться от неё, бежать и скрываться. Правительство было чрезвычайно недовольно этим; не могли быть до-

  1. А. А. Э., IV, № 250. Доп. к А. И., X, 89. Воронежские акты, II, № LVIII. Лаппо-Данилевский, Организация прямого обложения в Моск. государстве, Спб., 1890, стр. 366.
  2. Барсуков, Род Шереметевых, т. VI, Спб, 1892. Стр. 404—406.
  3. За ямщика — 5 р., за крестьянина — 1 р. (Уложение, гл. X).
  4. Уложение, XVIII гл. Печатных пошлин с такой грамоты полагалось 2 р. 50 к.
  5. Напр. см. П. С. 3., № 1473.