Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/153

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

димому, на это напоминаніе не обратили должнаго вниманія, потому что 25 мая Петръ Марселисъ подалъ вторую жалобу, прося послать другую память. Просьба была исполнена и въ маѣ, и въ октябрѣ, и въ ноябрѣ того же года. Въ ноябрѣ слѣдующаго, 1670 г., Марселисъ еще разъ подалъ жалобу на то-же самое. Дальнѣйшія напоминанія о необходимости ускорить почту не дошли до насъ, но, очевидно, они были, потому что 5 сентября 1671 г. послѣдовалъ безпощадный указъ, объ исполненіи котораго мы разсказали выше. Но далѣе идетъ то-же самое; имѣемъ напоминанія объ ускореніи ѣзды отъ 12 сент. 1672 г., 13 мая 1673 г. Въ первомъ упоминается, что ямщики по Новгородской дорогѣ должны дѣлать не менѣе 5 верстъ въ часъ; во второмъ сказано нѣсколько иначе: зимою и лѣтомъ они должны дѣлать по 7 верстъ въ часъ, а осенью и весною — по 5 верстъ.

Разсматривая обстоятельства, при которыхъ существовало тогда почтовое дѣло, принимая во вниманіе съ одной стороны дѣйствительно небрежное отношеніе ямщиковъ къ дѣлу, ихъ безпорядочную жизнь, пьянство (доказательства чего есть у насъ для послѣдующей эпохи, но нѣтъ сомнѣнія, что какой-нибудь десятокъ лѣтъ здѣсь не составляетъ разницы), съ другой стороны, — непосильное бремя, которое накладывалось на нихъ скупымъ правительствомъ и жадными предпринимателями, не знаешь, чью сторону принять въ этомъ дѣлѣ.

Не забудемъ еще одного обстоятельства, характернаго для предпринимателей: судя по сохранившимся дѣламъ о вознагражденіи ямщиковъ, Марселисы ни разу не платили почтарямъ изъ своего кармана, и государевъ указъ 1 іюня 1668 г., чтобы Леонтій Марселисъ „до указу“ держалъ почту на своихъ проторяхъ — былъ безслѣдно забытъ; вопросъ, когда-то предложенный Псковскимъ воеводою — изъ какихъ источниковъ давать вознагражденіе ямщикамъ за почтовую гоньбу — остался

Тот же текст в современной орфографии

димому, на это напоминание не обратили должного внимания, потому что 25 мая Петр Марселис подал вторую жалобу, прося послать другую память. Просьба была исполнена и в мае, и в октябре, и в ноябре того же года. В ноябре следующего, 1670 г., Марселис еще раз подал жалобу на то же самое. Дальнейшие напоминания о необходимости ускорить почту не дошли до нас, но, очевидно, они были, потому что 5 сентября 1671 г. последовал беспощадный указ, об исполнении которого мы рассказали выше. Но далее идет то же самое; имеем напоминания об ускорении езды от 12 сент. 1672 г., 13 мая 1673 г. В первом упоминается, что ямщики по Новгородской дороге должны делать не менее 5 верст в час; во втором сказано несколько иначе: зимою и летом они должны делать по 7 верст в час, а осенью и весною — по 5 верст.

Рассматривая обстоятельства, при которых существовало тогда почтовое дело, принимая во внимание с одной стороны действительно небрежное отношение ямщиков к делу, их беспорядочную жизнь, пьянство (доказательства чего есть у нас для последующей эпохи, но нет сомнения, что какой-нибудь десяток лет здесь не составляет разницы), с другой стороны, — непосильное бремя, которое накладывалось на них скупым правительством и жадными предпринимателями, не знаешь, чью сторону принять в этом деле.

Не забудем еще одного обстоятельства, характерного для предпринимателей: судя по сохранившимся делам о вознаграждении ямщиков, Марселисы ни разу не платили почтарям из своего кармана, и государев указ 1 июня 1668 г., чтобы Леонтий Марселис „до указу“ держал почту на своих проторях — был бесследно забыт; вопрос, когда-то предложенный псковским воеводою — из каких источников давать вознаграждение ямщикам за почтовую гоньбу — остался