Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/193

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

требованію у себя подъ руками[1]. Въ это же время состоялось распоряженіе принимать „въ аптекарское наученіе“ учениковъ изъ русскихъ или, хоть и не русскаго происхожденія, но подданныхъ Московскаго правительства. Есть свѣдѣнія, что царь Ѳедоръ Алексѣевичъ внимательно относился къ Аптекарскому приказу и его начальнику. По указу царя изъ Тайнаго приказа были переданы въ Аптекарскій медицинскія книги[2]; тотъ же царь, въ знакъ особой милости, пожаловалъ дьяка Аптекарскаго приказа Андрея Виніуса цѣнною и старинною иконою Нерукотвореннаго Спаса[3]. Въ 1689 г. онъ временно оставилъ Аптекарскій приказъ и сдѣлался дьякомъ Посольскаго приказа.

О другихъ обязанностяхъ Виніуса имѣются лишь отрывочныя свѣдѣнія. 28 дек. 1681 г. постельничему Лихачеву и дьяку Виніусу велѣно было вѣдать „дѣло бархатнаго мастера Захарія Павлова съ его мастеровыми“; при этомъ дѣлѣ Виніусъ упоминается до 1684 г. включительно[4]. Въ 1683 г. онъ дѣлалъ покупки у иноземцевъ для царской Мастерской палаты. 14 ноября 1689 г., 20 окт. и 1 дек. 1691 г. и 29 февр. 1692 г. онъ упоми-

  1. Корбъ, Дневникъ путешествія въ Московію, перев. Малеина, Спб., 1906, стр. 215.
  2. Рус. Ист. Библ., т. XXI. Спб. 1907. Стр. 383—384.
  3. По отношенію къ дѣятельности Виніуса въ Аптекарскомъ приказѣ слѣдуетъ сдѣлать одно добавленіе. При Петрѣ В., какъ это будетъ разсказано нами въ своемъ мѣстѣ, Виніусъ также завѣдывалъ Аптекарскимъ приказомъ и оказался очень неаккуратнымъ. Есть также косвенное указаніе на то, что и въ данное время онъ не всегда отличался образцовой аккуратностью. Въ одномъ изъ своихъ писемъ къ Шакловитому кн. В. В. Голицынъ писалъ: „да отпиши ко мнѣ: на прошлыхъ почтахъ или съ Бехтѣевымъ отпустилъ къ тебѣ письмо, на которомъ подписано по-нѣмецки, и тутъ же и моею рукою: велѣно отдать его Андрею Виніусу скоро — то для нужныхъ моихъ лекарствъ — и по се время отповѣди мнѣ по немъ нѣтъ. Пожалуй прикажи, чтобъ мнѣ, противъ того, тотчасъ отписано было“. (Роз. дѣла о Ѳ. Шакловитомъ, т. III, стлб. 1110—1111).
  4. Бѣлокуровъ, 128.
Тот же текст в современной орфографии

требованию у себя под руками[1]. В это же время состоялось распоряжение принимать „в аптекарское научение“ учеников из русских или, хоть и не русского происхождения, но подданных Московского правительства. Есть сведения, что царь Федор Алексеевич внимательно относился к Аптекарскому приказу и его начальнику. По указу царя из Тайного приказа были переданы в Аптекарский медицинские книги[2]; тот же царь, в знак особой милости, пожаловал дьяка Аптекарского приказа Андрея Виниуса ценною и старинною иконою Нерукотворенного Спаса[3]. В 1689 г. он временно оставил Аптекарский приказ и сделался дьяком Посольского приказа.

О других обязанностях Виниуса имеются лишь отрывочные сведения. 28 дек. 1681 г. постельничему Лихачеву и дьяку Виниусу велено было ведать „дело бархатного мастера Захария Павлова с его мастеровыми“; при этом деле Виниус упоминается до 1684 г. включительно[4]. В 1683 г. он делал покупки у иноземцев для царской Мастерской палаты. 14 ноября 1689 г., 20 окт. и 1 дек. 1691 г. и 29 февр. 1692 г. он упоми-

  1. Корб, Дневник путешествия в Московию, перев. Малеина, Спб., 1906, стр. 215.
  2. Рус. Ист. Библ., т. XXI. Спб. 1907. Стр. 383—384.
  3. По отношению к деятельности Виниуса в Аптекарском приказе следует сделать одно добавление. При Петре В., как это будет рассказано нами в своем месте, Виниус также заведовал Аптекарским приказом и оказался очень неаккуратным. Есть также косвенное указание на то, что и в данное время он не всегда отличался образцовой аккуратностью. В одном из своих писем к Шакловитому кн. В. В. Голицын писал: „да отпиши ко мне: на прошлых почтах или с Бехтеевым отпустил к тебе письмо, на котором подписано по-немецки, и тут же и моею рукою: велено отдать его Андрею Виниусу скоро — то для нужных моих лекарств — и по се время отповеди мне по нём нет. Пожалуй прикажи, чтоб мне, против того, тотчас отписано было“. (Роз. дела о Ф. Шакловитом, т. III, стлб. 1110—1111).
  4. Белокуров, 128.