Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/211

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

тія, приведеннымъ выше, установленъ фактъ, что таковая книга у него была. Конечно, этому показанію, какъ показанію душевно-больного, можно было и не дать значенія, если кому-либо, какъ напр. любителю книгъ Виніусу, захотѣлось бы, при составленіи описи, замѣнить одну книгу другою. Повидимому, такъ и случилось, и тщетно Коробовскій хлопоталъ о возвратѣ ему дорогой книги....[1].

Заботясь объ интересахъ русскихъ поселенцевъ и торговыхъ людей, Виніусъ внимательно относился и къ нуждамъ инородцевъ. 31 мая 1700 года онъ распорядился, чтобы крестьяне Тобольскаго уѣзда не причиняли разоренія Башкирцамъ въ виду жалобъ послѣднихъ царю[2]. Въ февралѣ 1701 г. Сибирскіе инородцы ходатайствовали черезъ Тарскаго воеводу о дозволеніи имъ продавать своихъ дѣтей, ссылаясь на голодъ въ ихъ странѣ. Неизвѣстно, какія мѣры предпринялъ Виніусъ для смягченія народнаго бѣдствія; но продажа дѣтей или отдача ихъ въ холопство были инородцамъ строжайше воспрещены; а велѣно инородцамъ „дѣтей своихъ однѣхъ дочерей и сестеръ и племянницъ отдавать въ замужество своей же братьѣ иноземцамъ, а русскимъ продавать ихъ и отдавать не велѣть, чтобъ отъ того иноземскаго роду не малилось[3]. Въ томъ же году Виніусъ принялъ участіе въ одной крещеной калмычкѣ, которую болѣе 5 лѣтъ силою держали въ холопствѣ сначала Сургутскій воевода Юшковъ, а потомъ дьякъ Сибирскаго приказа Парфеновъ и наконецъ — дьякъ Приказа Большого дворца Юдинъ[4].

Въ 1701 году окончена была серьезная научная географическая работа, предпринятая по распоряженію Ви-

  1. Быт. черты н. XVIII в. Н. Оглоблина, стр. 11—14.
  2. Пам. Сиб. исторіи XVIII в., I, 75.
  3. Бытовыя черты н. XVIII в., Оглоблина, 3—5.
  4. Бытовыя черты н. XVIII в. Оглоблина, 1—3.
Тот же текст в современной орфографии

тия, приведенным выше, установлен факт, что таковая книга у него была. Конечно, этому показанию, как показанию душевно-больного, можно было и не дать значения, если кому-либо, как напр. любителю книг Виниусу, захотелось бы, при составлении описи, заменить одну книгу другою. По-видимому, так и случилось, и тщетно Коробовский хлопотал о возврате ему дорогой книги…[1].

Заботясь об интересах русских поселенцев и торговых людей, Виниус внимательно относился и к нуждам инородцев. 31 мая 1700 года он распорядился, чтобы крестьяне Тобольского уезда не причиняли разорения башкирцам в виду жалоб последних царю[2]. В феврале 1701 г. Сибирские инородцы ходатайствовали через Тарского воеводу о дозволении им продавать своих детей, ссылаясь на голод в их стране. Неизвестно, какие меры предпринял Виниус для смягчения народного бедствия; но продажа детей или отдача их в холопство были инородцам строжайше воспрещены; а велено инородцам „детей своих одних дочерей и сестер и племянниц отдавать в замужество своей же братье иноземцам, а русским продавать их и отдавать не велеть, чтоб от того иноземского роду не малилось[3]. В том же году Виниус принял участие в одной крещеной калмычке, которую более 5 лет силою держали в холопстве сначала Сургутский воевода Юшков, а потом дьяк Сибирского приказа Парфенов и наконец — дьяк Приказа Большого дворца Юдин[4].

В 1701 году окончена была серьезная научная географическая работа, предпринятая по распоряжению Ви-

  1. Быт. черты н. XVIII в. Н. Оглоблина, стр. 11—14.
  2. Пам. Сиб. истории XVIII в., I, 75.
  3. Бытовые черты н. XVIII в., Оглоблина, 3—5.
  4. Бытовые черты н. XVIII в. Оглоблина, 1—3.