Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/253

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

или 40 фунтовъ самаго добраго желѣза. И то дѣло будетъ въ такое диво, что во всей вселеннѣй не бывало, чтобъ изъ магнита желѣзо плавить, а далѣ копаючи, либо иное и богатѣе и прибыточнѣе сыщется. А объ иныхъ рудахъ, о которыхъ я писалъ, вѣстей по сесь часъ нѣтъ“[1]. Вопросъ о русскомъ желѣзѣ особенно мучитъ Виніуса: „наипаче болитъ сердце, что иноземцы, высокою цѣною продавъ Свейское желѣзо, и побравъ деньги, за рубежъ поѣхали, а наше Сибирское многимъ Свейскаго лучше“[2]. „Еще дерзнулъ есмь напомнити“ пишетъ онъ немного позже, — „о мастерахъ къ заводамъ желѣзнымъ: одинъ чтобъ умѣлъ печь домну, и молотовую, и плотины сдѣлать, и какъ руду обжигать и плавить; второй чтобъ пушки и прочія орудія умѣлъ лить; третій чтобъ умѣлъ сталь дѣлать, а связи тянуть. Буде не мочно или трудно сыскать, чаю — по нуждѣ и здѣсь сыщутся. Добро бы, буде миръ у француза совершится, чтобъ мушкетныхъ и сабельныхъ или шпажныхъ и замочныхъ мастеровъ достать, только то, чаю, не уйдетъ, какъ заводы будутъ“[3].

11 іюля Царь писалъ Виніусу изъ Кольберга. Въ этомъ письмѣ, сообщая дипломатическія новости насчетъ Польскаго престола, Петръ увѣдомляетъ, что въ Кенигсбергѣ онъ нанялъ на русскую службу бомбардира, а о желѣзныхъ мастерахъ хлопочетъ до сихъ поръ[4].

Дальнѣйшія письма трактуютъ о тѣхъ же вопросахъ, какіе неоднократно попадались выше[5]; то, что въ письмахъ Виніуса касается почты, будетъ предметомъ нашего разсмотрѣнія позже.

  1. Письма и бумаги П. В., I, 623.
  2. Кабин. П. В., II, кн. № 53. Соловьевъ, кн. III, 1175.
  3. Письма и бумаги П. В., I, 629.
  4. Письма и бумаги П. В., I, 181.
  5. Въ письмѣ отъ 6 авг. онъ упоминаетъ также объ успѣшномъ ходѣ постройки шлюзъ.
Тот же текст в современной орфографии

или 40 фунтов самого доброго железа. И то дело будет в такое диво, что во всей вселенней не бывало, чтоб из магнита железо плавить, а дале копаючи, либо иное и богатее и прибыточнее сыщется. А об иных рудах, о которых я писал, вестей по сесь час нет“[1]. Вопрос о русском железе особенно мучит Виниуса: „наипаче болит сердце, что иноземцы, высокою ценою продав Свейское железо, и побрав деньги, за рубеж поехали, а наше Сибирское многим Свейского лучше“[2]. „Еще дерзнул есмь напомнити“ пишет он немного позже, — „о мастерах к заводам железным: один чтоб умел печь домну, и молотовую, и плотины сделать, и как руду обжигать и плавить; второй чтоб пушки и прочие орудия умел лить; третий чтоб умел сталь делать, а связи тянуть. Буде не мочно или трудно сыскать, чаю — по нужде и здесь сыщутся. Добро бы, буде мир у француза совершится, чтоб мушкетных и сабельных или шпажных и замочных мастеров достать, только то, чаю, не уйдет, как заводы будут“[3].

11 июля царь писал Виниусу из Кольберга. В этом письме, сообщая дипломатические новости насчет Польского престола, Петр уведомляет, что в Кенигсберге он нанял на русскую службу бомбардира, а о железных мастерах хлопочет до сих пор[4].

Дальнейшие письма трактуют о тех же вопросах, какие неоднократно попадались выше[5]; то, что в письмах Виниуса касается почты, будет предметом нашего рассмотрения позже.

  1. Письма и бумаги П. В., I, 623.
  2. Кабин. П. В., II, кн. № 53. Соловьев, кн. III, 1175.
  3. Письма и бумаги П. В., I, 629.
  4. Письма и бумаги П. В., I, 181.
  5. В письме от 6 авг. он упоминает также об успешном ходе постройки шлюзов.