Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/311

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

лѣть Виніусу всѣ письма посылать отдѣльно, съ реестромъ, какъ это дѣлаютъ Свѣйскіе почтмейстеры. Мемельскій почтмейстеръ, по словамъ курфирста, беретъ столько, сколько обозначено въ печатномъ тарифѣ и его почтовыя распоряженія совершенно соотвѣтствуютъ порядку въ другихъ странахъ. Свѣйскіе почтмейстеры безъ всякихъ возраженiй платятъ, сколько полагается. Курфирстъ обѣщаетъ, что онъ никогда не позволитъ повышенія тарифа, а, напротивъ, употребитъ всѣ мѣры къ облегченію сношеній. Въ доказательство своихъ словъ о поступкахъ Виніуса курфирстъ велѣлъ къ своей грамотѣ приложить вышеупомянутый протоколъ[1].

Такой отвѣтъ долженъ былъ вызвать со стороны Виніуса обстоятельныя разъясненія, которыя онъ и изложилъ въ своей новой челобитной, 12 декабря того же года.

Курфирстъ отвѣчаетъ г-рямъ, что о прибавкѣ тарифной платы ему ничего не извѣстно и никогда онъ не давалъ приказанія повышать тарифа. А между тѣмъ фонъ-Боммель именно писалъ, что плата возвышается съ 1 янв. 1693 г. по приказанію курфирста. Печатный листъ, теперь присланный, представляетъ тарифъ, установленный курфирстомъ 28 апрѣля 1691 года. Значитъ, Боммель, послѣ изданія этого тарифа, почти 2 года не приводилъ его въ исполненіе. Отсюда видно, что этотъ тарифъ къ данному случаю не относится, а если Боммель теперь вздумалъ его примѣнять, то это уже произволъ. Желая вывернуться, онъ теперь началъ дѣло о связкахъ. Устроилъ такъ, что связокъ Виніуса былъ распечатанъ въ Берлинѣ. За этотъ связокъ было уплачено по вѣсу, согласно печатному тарифу; такіе связки, безъ особаго подозрѣнія, распечатывать не полагается. Указъ курфирста, чтобы не класть въ одинъ пакетъ нѣсколькихъ писемъ, дѣйствителенъ только для его подданныхъ,

  1. Т. II, № 88. Срв. также Бантышъ-Каменскій, VI, 22.
Тот же текст в современной орфографии

леть Виниусу все письма посылать отдельно, с реестром, как это делают свейские почтмейстеры. Мемельский почтмейстер, по словам курфюрста, берет столько, сколько обозначено в печатном тарифе и его почтовые распоряжения совершенно соответствуют порядку в других странах. Свейские почтмейстеры без всяких возражений платят, сколько полагается. Курфюрст обещает, что он никогда не позволит повышения тарифа, а, напротив, употребит все меры к облегчению сношений. В доказательство своих слов о поступках Виниуса курфюрст велел к своей грамоте приложить вышеупомянутый протокол[1].

Такой ответ должен был вызвать со стороны Виниуса обстоятельные разъяснения, которые он и изложил в своей новой челобитной, 12 декабря того же года.

Курфюрст отвечает г-рям, что о прибавке тарифной платы ему ничего не известно и никогда он не давал приказания повышать тарифа. А между тем фон-Боммель именно писал, что плата возвышается с 1 янв. 1693 г. по приказанию курфюрста. Печатный лист, теперь присланный, представляет тариф, установленный курфюрстом 28 апреля 1691 года. Значит, Боммель, после издания этого тарифа, почти 2 года не приводил его в исполнение. Отсюда видно, что этот тариф к данному случаю не относится, а если Боммель теперь вздумал его применять, то это уже произвол. Желая вывернуться, он теперь начал дело о связках. Устроил так, что связка Виниуса была распечатана в Берлине. За эту связку было уплачено по весу, согласно печатному тарифу; такие связки, без особого подозрения, распечатывать не полагается. Указ курфюрста, чтобы не класть в один пакет нескольких писем, действителен только для его подданных,

──────────

  1. Т. II, № 88. Срв. также Бантыш-Каменский, VI, 22.