Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/316

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

взачётъ за присылаемыя изъ-за границы письма — 300 рублей для своевременной уплаты заграничнымъ почтмейстерамъ. 14 декабря состоялось постановленіе — дать ему деньги изъ Новгородскаго приказу изъ четвертныхъ доходовъ[1]. Но 21 декабря глава посольства, Ѳ. А. Головинъ, писалъ въ Приказъ Большой казны о выдачѣ Виніусу 300 рублей „на заплату Амстердамской почты“[2]. Приказаніе это запоздало; но имъ воспользовались впослѣдствіи.

Въ самомъ началѣ 1698 года возникло интересное дѣло у Матвѣя Виніуса съ Рижскимъ почтмейстеромъ, Герардомъ Греномъ. Съ нимъ мы знакомимся изъ документовъ, среди которыхъ первымъ является челобитная Матвѣя Виніуса, 19 января 1698 г.

Рижская почта, по его словамъ, ходитъ по прежнимъ договорамъ и по договору 1686 года. Новый Рижскій почтмейстеръ, Герардъ Гренъ, несмотря на то, что подтвердилъ прежніе договоры, сталъ нарушать ихъ. Прежде всего онъ сталъ брать лишнюю плату (считая присланныя ему деньги „малою цѣною“ — низкимъ курсомъ). Матвѣй Виніусъ возражалъ, но, не желая вредить ходу почты, уплачивалъ, а для того, чтобы слѣдить за курсомъ денегъ и для постоянныхъ сдѣлокъ съ Греномъ уполномочилъ Рижскихъ жителей Гендрика Гинца (Hintz) и Петра Офкина (Offkingh)[3]. Это Грену не понравилось и онъ сталъ уполномоченнымъ Виніуса дѣлать всякія непріятности: задерживалъ письма, деньги, не принялъ одного связка, адресованнаго Виніусу[4]; при-

  1. Т. II, стр. 172.
  2. Памятники Диплом. Сношеній, т. VIII, 1152.
  3. Эти два лица сдѣлались контрагентами Виніуса не позже 1696 года. Въ 1697 г. Виніусъ посылалъ имъ коробокъ и просилъ: купить одну или двѣ книжки на голландскомъ или нѣмецкомъ языкѣ „добрые историческіе или какіе новые въ лавкахъ Рижскихъ обрѣтающіе для забавы“, прислать въ этомъ коробкѣ и написать, что они стоятъ (Моск. Архивъ М. Ин. Дѣлъ, Почт. Дѣла, картонъ 6, л. 91 об.).
  4. Какъ видно изъ другого документа — не принялъ, ссылаясь на то, что почта будто-бы уже отошла.
Тот же текст в современной орфографии

в зачёт за присылаемые из-за границы письма — 300 рублей для своевременной уплаты заграничным почтмейстерам. 14 декабря состоялось постановление — дать ему деньги из Новгородского приказу из четвертных доходов[1]. Но 21 декабря глава посольства, Ф. А. Головин, писал в Приказ Большой казны о выдаче Виниусу 300 рублей „на заплату Амстердамской почты“[2]. Приказание это запоздало; но им воспользовались впоследствии.

В самом начале 1698 года возникло интересное дело у Матвея Виниуса с рижским почтмейстером, Герардом Греном. С ним мы знакомимся из документов, среди которых первым является челобитная Матвея Виниуса, 19 января 1698 г.

Рижская почта, по его словам, ходит по прежним договорам и по договору 1686 года. Новый рижский почтмейстер, Герард Грен, несмотря на то, что подтвердил прежние договоры, стал нарушать их. Прежде всего он стал брать лишнюю плату (считая присланные ему деньги „малою ценою“ — низким курсом). Матвей Виниус возражал, но, не желая вредить ходу почты, уплачивал, а для того, чтобы следить за курсом денег и для постоянных сделок с Греном уполномочил рижских жителей Гендрика Гинца (Hintz) и Петра Офкина (Offkingh)[3]. Это Грену не понравилось, и он стал уполномоченным Виниуса делать всякие неприятности: задерживал письма, деньги, не принял одного связка, адресованного Виниусу[4]; при-

  1. Т. II, стр. 172.
  2. Памятники Диплом. Сношений, т. VIII, 1152.
  3. Эти два лица сделались контрагентами Виниуса не позже 1696 года. В 1697 г. Виниус посылал им коробок и просил: купить одну или две книжки на голландском или немецком языке „добрые исторические или какие новые в лавках Рижских обретающие для забавы“, прислать в этом коробке и написать, что они стоят (Моск. Архив М. Ин. Дел, Почт. Дела, картон 6, л. 91 об.).
  4. Как видно из другого документа — не принял, ссылаясь на то, что почта будто бы уже отошла.