Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/393

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

ванія его давали ходъ эксплуатацiи и правительства, и общества. Съ 1701 г. дѣло измѣнилось, хотя и не съ тою рѣзкостью, съ какою слѣдовало.

Но не будемъ до конца безпощадными въ своей критикѣ почтоваго дѣла въ рукахъ Виніусовъ. Не забудемъ, что они (особенно Андрей Андреевичъ) были люди не заурядные, а толковые и энергичные. Организовать почтовое дѣло въ Россіи было необыкновенно трудно, доказательствъ чего мы видѣли достаточно; и все-таки А. А. Виніусъ, несмотря на массу дѣлъ, которыя лежали на немъ, не имѣлъ соперниковъ въ почтовомъ дѣлѣ: Марселисы безъ всякой борьбы отказались отъ этого хлопотливаго дѣла, другихъ охотниковъ ни разу не появлялось за всѣ 25 лѣтъ. Открывая коммерческую Архангелогородскую почту, правительство не смогло обойтись безъ Виніусовъ. Вотъ этотъ-то недостатокъ практическихъ дѣльцовъ, безъ которыхъ такое дѣло, какъ почта, да еще въ такой странѣ, какъ Россія, должно было погибнуть — вотъ это и заставляетъ насъ высоко цѣнить заслугу Виніуса. Когда мы будемъ говорить о правительственныхъ почтахъ, возникшихъ въ эту эпоху, то мы увидимъ, что всѣ они устраиваются по образцу почты Виніусовъ (иногда объ этомъ прямо заявляется въ указахъ). Стало-быть, А. А. Виніусу мы обязаны, по крайней мѣрѣ, тѣмъ, что онъ сохранилъ въ цѣлости начатое великое культурное дѣло. Взглядъ на исторію Архангелогородской и Сибирской почтъ, въ исторіи которыхъ этотъ дѣлецъ сыгралъ также видную роль, еще болѣе убѣдитъ насъ въ томъ, что начатое дѣло укрѣпилось, пустило корни въ народной жизни и обладало уже задатками прочности существованія. Этимъ почтовое дѣло обязано, повторяемъ, А. А. Виніусу.


___________________


Тот же текст в современной орфографии

вания его давали ход эксплуатации и правительства, и общества. С 1701 г. дело изменилось, хотя и не с тою резкостью, с какою следовало.

Но не будем до конца беспощадными в своей критике почтового дела в руках Виниусов. Не забудем, что они (особенно Андрей Андреевич) были люди не заурядные, а толковые и энергичные. Организовать почтовое дело в России было необыкновенно трудно, доказательств чего мы видели достаточно; и всё-таки А. А. Виниус, несмотря на массу дел, которые лежали на нём, не имел соперников в почтовом деле: Марселисы без всякой борьбы отказались от этого хлопотливого дела, других охотников ни разу не появлялось за все 25 лет. Открывая коммерческую Архангелогородскую почту, правительство не смогло обойтись без Виниусов. Вот этот-то недостаток практических дельцов, без которых такое дело, как почта, да еще в такой стране, как Россия, должно было погибнуть — вот это и заставляет нас высоко ценить заслугу Виниуса. Когда мы будем говорить о правительственных почтах, возникших в эту эпоху, то мы увидим, что все они устраиваются по образцу почты Виниусов (иногда об этом прямо заявляется в указах). Стало быть, А. А. Виниусу мы обязаны, по крайней мере, тем, что он сохранил в целости начатое великое культурное дело. Взгляд на историю Архангелогородской и Сибирской почт, в истории которых этот делец сыграл также видную роль, еще более убедит нас в том, что начатое дело укрепилось, пустило корни в народной жизни и обладало уже задатками прочности существования. Этим почтовое дело обязано, повторяем, А. А. Виниусу.


___________________