Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/422

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

еводѣ, распрашивать, его распросныя рѣчи присылать въ Москву, въ Посольскій приказъ, а ямщика держать до указу въ Съѣзжей избѣ. Обо всемъ этомъ велѣно послать изъ Посольскаго приказа въ города къ воеводамъ и въ Архангельскъ — грамоты; въ Ямской приказъ и во Дворецъ (о послушныхъ грамотахъ на Вагу) послать памяти. На Двину, къ окольн. и воеводѣ Андр. Артам. Матвѣеву также послать грамоту, чтобы почта была поставлена и вѣдалась въ Съѣзжей избѣ добрымъ подъячимъ, который завелъ бы у себя записную тетрадь съ дьячьею скрѣпою, и записывалъ бы туда всякій отпускъ и пріемъ почты, число писемъ, названія адресатовъ, а на связкахъ, отпускаемыхъ въ Москву — проставлялъ бы число и № по порядку. Чтобы почтовымъ ямщикамъ не было задержки въ дорогѣ, велѣть въ Холмогорскомъ и Важскомъ уѣздахъ на болотахъ помостить мосты при помощи мѣстныхъ жителей. Этотъ именной указъ велѣно было записать въ Посольскомъ приказѣ въ книгу. Указъ скрѣпленъ подписью думнаго дьяка Порфирія Оловеникова[1].

Когда читаешь этотъ именной указъ, невольно припоминаются всѣ тѣ приключенія, которыя пришлось переживать почтѣ со времени ея возникновенія. Урокъ прошлаго не пропалъ даромъ. Затѣвая учрежденіе новой почты, правительство хочетъ заранѣе оградить ее отъ тѣхъ случайностей, которыя приходилось переживать съ прежними почтами. Посѣвъ всходилъ, и уже появились первые плоды, хотя, можетъ быть, еще и не вполнѣ совершенные. О Виніусѣ, какъ видимъ, въ именномъ указѣ не говорится ни слова. Устроеніе почты возлагается на Посольскій приказъ.

Терминъ „Архангелогородская почта” не употребляется нигдѣ въ документахъ; мы его вводимъ въ pen-

  1. П. С. З., т. III, № 1470, и у насъ, т. II, стр. 211—213.
Тот же текст в современной орфографии

еводе, распрашивать, его распросные речи присылать в Москву, в Посольский приказ, а ямщика держать до указу в Съезжей избе. Обо всём этом велено послать из Посольского приказа в города к воеводам и в Архангельск — грамоты; в Ямской приказ и во Дворец (о послушных грамотах на Вагу) послать памяти. На Двину, к окольн. и воеводе Андр. Артам. Матвееву также послать грамоту, чтобы почта была поставлена и ведалась в Съезжей избе добрым подьячим, который завел бы у себя записную тетрадь с дьячьею скрепою, и записывал бы туда всякий отпуск и прием почты, число писем, названия адресатов, а на связках, отпускаемых в Москву — проставлял бы число и № по порядку. Чтобы почтовым ямщикам не было задержки в дороге, велеть в Холмогорском и Важском уездах на болотах помостить мосты при помощи местных жителей. Этот именной указ велено было записать в Посольском приказе в книгу. Указ скреплен подписью думного дьяка Порфирия Оловеникова[1].

Когда читаешь этот именной указ, невольно припоминаются все те приключения, которые пришлось переживать почте со времени её возникновения. Урок прошлого не пропал даром. Затевая учреждение новой почты, правительство хочет заранее оградить её от тех случайностей, которые приходилось переживать с прежними почтами. Посев всходил, и уже появились первые плоды, хотя, может быть, еще и не вполне совершенные. О Виниусе, как видим, в именном указе не говорится ни слова. Устроение почты возлагается на Посольский приказ.

Термин „Архангелогородская почта” не употребляется нигде в документах; мы его вводим в pen-

  1. П. С. З., т. III, № 1470, и у нас, т. II, стр. 211—213.