Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/449

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

жать на ямахъ по 2 человѣка съ лошадьми — лѣтомъ, осенью и весною, а зимою — по 1 человѣку и 1 лошади; гонять лѣтомъ, осенью и весною — разъ въ недѣлю, а зимою — разъ въ 2, или въ 8 недѣли; почтарямъ на прокормъ давать, по прежнему обычаю, на 10 верстъ по алтыну на человѣка и лошадь, имъ же для корму лошадинаго отвесть лугъ, гдѣ стоятъ ихъ дворы, поборовъ на нихъ не накладывать, ни къ какому иному дѣлу ихъ не брать и въ гоньбѣ имъ ни въ чемъ препятствій не дѣлать. Двинскому воеводѣ обо всемъ этомъ послана грамота, гдѣ прибавлено: выбрать мірскимъ рядомъ межъ себя для гоньбы на ямы, гдѣ перемѣны, почтарей отъ семей, людей легкихъ и къ гоньбѣ удобныхъ, а не одинокихъ, чтобы ихъ тяглые жеребья не были пусты и… подати, какъ стрѣлецкія деньги, такъ и иные платежи, сбирали бы сполна безъ доимки, и быть тѣмъ выборнымъ почтарямъ на тѣхъ ямахъ перемѣняясь по очереди, погодно, по выбору мірскихъ людей, „чтобы никто тою гоньбою отягощенъ или облегченъ не былъ, а была бы въ той гоньбѣ межь мірскихъ людей равная поверстка”.

Въ апрѣлѣ 1694 года получена была въ Москвѣ челобитная Важскихъ почтарей Вакоминскаго яму. Они заявляютъ, что такъ какъ имъ приходится держать почту хорошими лошадьми (рублей по 10 и больше) и быть все время на стану, то они лишены возможности зарабатывать себѣ средства къ жизни (они были изъ тяглыхъ крестьянъ); а подати всякія, и ямскія и мірскія издержки они платятъ, и за недомки попадаютъ на правежъ. Лошади ихъ отъ скорой гоньбы пали; сами они въ конецъ разорились. Они просятъ, по примѣру почтарей другихъ городовъ и уѣздовъ, не взимать съ нихъ податей. Важскій мірской челобитчикъ, почтарь Евдокимъ Андреевъ Васендинъ, на устномъ допросѣ въ Посольскомъ приказѣ сказалъ слѣдующее.

Въ прежніе годы съ государевыми дѣлами ѣздили

Тот же текст в современной орфографии

жать на ямах по 2 человека с лошадьми — летом, осенью и весною, а зимою — по 1 человеку и 1 лошади; гонять летом, осенью и весною — раз в неделю, а зимою — раз в 2, или в 8 недели; почтарям на прокорм давать, по прежнему обычаю, на 10 верст по алтыну на человека и лошадь, им же для корму лошадиного отвесть луг, где стоят их дворы, поборов на них не накладывать, ни к какому иному делу их не брать и в гоньбе им ни в чём препятствий не делать. Двинскому воеводе обо всём этом послана грамота, где прибавлено: выбрать мирским рядом меж себя для гоньбы на ямы, где перемены, почтарей от семей, людей легких и к гоньбе удобных, а не одиноких, чтобы их тяглые жеребья не были пусты и… подати, как стрелецкия деньги, так и иные платежи, сбирали бы сполна без доимки, и быть тем выборным почтарям на тех ямах переменяясь по очереди, погодно, по выбору мирских людей, „чтобы никто тою гоньбою отягощен или облегчен не был, а была бы в той гоньбе меж мирских людей равная поверстка”.

В апреле 1694 года получена была в Москве челобитная важских почтарей Вакоминского яму. Они заявляют, что так как им приходится держать почту хорошими лошадьми (рублей по 10 и больше) и быть всё время на стану, то они лишены возможности зарабатывать себе средства к жизни (они были из тяглых крестьян); а подати всякие, и ямские и мирские издержки они платят, и за недоимки попадают на правёж. Лошади их от скорой гоньбы пали; сами они вконец разорились. Они просят, по примеру почтарей других городов и уездов, не взимать с них податей. Важский мирской челобитчик, почтарь Евдоким Андреев Васендин, на устном допросе в Посольском приказе сказал следующее.

В прежние годы с государевыми делами ездили