Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/456

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

объ участіи въ гоньбѣ Устьянскихъ крестьянъ, но съ оговоркой — „противъ прежняго”, а между тѣмъ прежде Устьянцы въ этой гоньбѣ никогда не участвовали, а взамѣнъ этого несутъ дополнительный оброкъ. Гоньба для Важанъ, по мнѣнію правительства, не трудна, да кромѣ того за нее ямщики обѣлены, податей мірскихъ не платятъ, получаютъ прогоны и кормъ для лошадей, а изъ-за трехверстнаго разстоянія притягивать Устьянцевъ къ гоньбѣ нѣтъ основанія.

Этимъ дѣло и кончилось.

Но положеніе Важанъ все-таки было тяжелымъ. Въ февралѣ 1697 года они опять бьютъ челомъ о томъ, что вопреки государевымъ указамъ съ нихъ берутъ „ямскія деньги, отпуски и въ почтовую гоньбу и на земской расходъ и во всякіе мірскіе держи”, не даютъ имъ дьячковъ для записей, чернилъ и бумаги, притягиваютъ ихъ къ мірскомъ выборамъ. Матвѣй Виніусъ, приглашенный для подачи мнѣнія по поводу этой челобитной, на вопросъ, почему Важскіе и Городскіе ямщики неаккуратно гоняютъ почту, сообщилъ слѣдующее.

Въ прошломъ 1696 году Важскіе ямскіе охотники Ивашка Шипуновъ съ товарищи взяли на откупъ ямскую и почтовую гоньбу черезъ Важскій уѣздъ. Они собираютъ для себя ямскія деньги, а почтарямъ по 2 и по 3 года не платятъ, сколько слѣдуетъ, и потому почтари пришли въ скудость; сверхъ всего этого эти самые откупщики требуютъ съ почтарей ямскія деньги съ обжи по розвыткѣ; почтарямъ приходится также платить стрѣлецкія подати. При такихъ условіяхъ почтари въ нѣкоторыхъ мѣстахъ дошли до того, что не возятъ, а носятъ почту на своихъ плечахъ. Къ этому надо еще прибавить, что откупщики, вопреки царскому указу, не даютъ для почты ни дьяковъ для письмоводства, ни бумаги, ни чернилъ. Виніусъ предлагалъ: на почтовыхъ станахъ держать вмѣсто 4 почтарей — по 2, съ хорошими лошадьми. Это облегчитъ мірскихъ людей. Затѣмъ, слѣдуетъ,

Тот же текст в современной орфографии

об участии в гоньбе устьянских крестьян, но с оговоркой — „против прежнего”, а между тем прежде устьянцы в этой гоньбе никогда не участвовали, а взамен этого несут дополнительный оброк. Гоньба для важан, по мнению правительства, не трудна, да кроме того за нее ямщики обелены, податей мирских не платят, получают прогоны и корм для лошадей, а из-за трехверстного расстояния притягивать устьянцев к гоньбе нет основания.

Этим дело и кончилось.

Но положение важан всё-таки было тяжелым. В феврале 1697 года они опять бьют челом о том, что вопреки государевым указам с них берут „ямские деньги, отпуски и в почтовую гоньбу и на земской расход и во всякие мирские держи”, не дают им дьячков для записей, чернил и бумаги, притягивают их к мирском выборам. Матвей Виниус, приглашенный для подачи мнения по поводу этой челобитной, на вопрос, почему важские и городские ямщики неаккуратно гоняют почту, сообщил следующее.

В прошлом 1696 году важские ямские охотники Ивашка Шипунов с товарищи взяли на откуп ямскую и почтовую гоньбу через Важский уезд. Они собирают для себя ямские деньги, а почтарям по 2 и по 3 года не платят, сколько следует, и потому почтари пришли в скудость; сверх всего этого эти самые откупщики требуют с почтарей ямские деньги с обжи по розвытке; почтарям приходится также платить стрелецкие подати. При таких условиях почтари в некоторых местах дошли до того, что не возят, а носят почту на своих плечах. К этому надо еще прибавить, что откупщики, вопреки царскому указу, не дают для почты ни дьяков для письмоводства, ни бумаги, ни чернил. Виниус предлагал: на почтовых станах держать вместо 4 почтарей — по 2, с хорошими лошадьми. Это облегчит мирских людей. Затем, следует,