Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/63

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

великой трудности; а важность интересовъ государственной заграничной корреспонденціи не давала возможности правительству быть скупымъ въ этомъ дѣлѣ. Впрочемъ, норма вознагражденія, дѣйствительно, была нѣсколько выше необходимаго, о чемъ узнаемъ изъ послѣдующихъ фактовъ.

Судя по договорной записи фанъ-Сведена, почта его ходила только между Москвою и Ригою[1]; между тѣмъ нѣкоторые полагаютъ, что она ходила и въ Вильну (Шторхъ) и даже въ Архангельскъ (Фабриціусъ). Дневникъ Гордона продолжаетъ отмѣчать полученіе писемъ изъ Смоленска (въ Москвѣ — на 8-й день), изъ Риги (въ Москвѣ — на 11-й — 12-й день) и изъ Москвы въ Смоленскъ (на 5-й день!); но о почтѣ не упоминаетъ[2].

Первая попытка учрежденія почты была далека отъ совершенства. Фанъ-Сведенъ, конечно, не ограничился перевозкой казенной корреспонденціи, а принималъ и частныя письма; и вотъ намъ случайно пришлось найти свѣдѣнія объ одномъ, не лишенномъ интереса эпизодѣ. Богатая и вліятельная въ Москвѣ семья Марселисовъ получала при помощи новой почты корреспонденцію, часто по важнымъ государственнымъ дѣламъ. И вотъ 12 іюля 1666 г. заграничный корреспондентъ Марселисовъ, Вилимъ Беккеръ прислалъ Петру Марселису письмо, въ которомъ разсказываетъ, какъ въ концѣ іюня его гонца съ письмами преслѣдовали какіе-то три рей-

  1. Здѣсь приходится имѣть въ виду вторичную договорную запись въ тѣхъ же Записныхъ книгахъ за 7174 (1666 г): „(мая 20) уговорился въ Приказѣ в. г-ря Тайныхъ дѣлъ ин-цъ Ив. фанъ-Свединъ ѣздить ему самому и посылать прикащиковъ своихъ за моря и привозить изъ-за моря всякіе вѣсти, что въ окрестныхъ гос-вахъ дѣятца, годъ, а пріѣзжать имъ съ тѣми вѣстьми въ 2 недѣля, и о пропускѣ ево и прикащиковъ ево до Твери и до Торжку и до В. Новагорода и до Пскова и до Свѣйскаго рубежа и назадъ до Москвы даны ему по городомъ къ бояромъ и воеводамъ и къ приказнымъ людемъ г-ревы проѣзжіе 4 грамоты“ (Рус. Ист. Библ., XXI, 1195).
  2. Tagebuch, I, 359, 360.
Тот же текст в современной орфографии

великой трудности; а важность интересов государственной заграничной корреспонденции не давала возможности правительству быть скупым в этом деле. Впрочем, норма вознаграждения, действительно, была несколько выше необходимого, о чём узнаем из последующих фактов.

Судя по договорной записи ван Сведена, почта его ходила только между Москвою и Ригою[1]; между тем некоторые полагают, что она ходила и в Вильну (Шторх) и даже в Архангельск (Фабрициус). Дневник Гордона продолжает отмечать получение писем из Смоленска (в Москве — на 8-й день), из Риги (в Москве — на 11-й — 12-й день) и из Москвы в Смоленск (на 5-й день!); но о почте не упоминает[2].

Первая попытка учреждения почты была далека от совершенства. Ван Сведен, конечно, не ограничился перевозкой казенной корреспонденции, а принимал и частные письма; и вот нам случайно пришлось найти сведения об одном, не лишенном интереса эпизоде. Богатая и влиятельная в Москве семья Марселисов получала при помощи новой почты корреспонденцию, часто по важным государственным делам. И вот 12 июля 1666 г. заграничный корреспондент Марселисов, Вилим Беккер прислал Петру Марселису письмо, в котором рассказывает, как в конце июня его гонца с письмами преследовали какие-то три рей-

  1. Здесь приходится иметь в виду вторичную договорную запись в тех же Записных книгах за 7174 (1666 г): „(мая 20) уговорился в Приказе в. г-ря Тайных дел ин-ц Ив. фан-Сведин ездить ему самому и посылать приказчиков своих за моря и привозить из-за моря всякие вести, что в окрестных гос-вах деятца, год, а приезжать им с теми вестьми в 2 неделя, и о пропуске ево и приказчиков ево до Твери и до Торжку и до В. Новагорода и до Пскова и до Свейского рубежа и назад до Москвы даны ему по городом к бояром и воеводам и к приказным людем г-ревы проезжие 4 грамоты“ (Рус. Ист. Библ., XXI, 1195).
  2. Tagebuch, I, 359, 360.