Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/69

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

разгорѣвшейся ссорѣ этого послѣдняго съ душеприкащиками его отца[1]. Служанка фанъ-Сведена, татарка, крестилась въ голландской церкви и вышла впослѣдствіи замужъ за одного иностраннаго офицера на русской службѣ[2].

Во время заграничнаго путешествія фанъ - Сведенъ встрѣтился съ возвращавшимся изъ Англіи Патрикомъ Гордономъ и они пріѣхали вмѣстѣ[3]. Гордонъ очень часто пользовался услугами его почты и уже въ это время посылалъ массу писемъ. Пробывши заграницею меньше года, онъ за это время истратилъ на пересылку писемъ 74 рубля, что на наши деньги составляетъ болѣе 1000 рублей[4]; самъ же, получивъ въ Шотландіи 3 письма, вѣсомъ вмѣстѣ 7 золотниковъ, долженъ былъ заплатить 30 руб. на наши деньги[5].

Когда А. Л. Ординъ-Нащокинъ взялъ на себя иниціативу въ болѣе широкой постановкѣ почтовыхъ сношеній и его протеже — Леонтій Марселисъ сталъ во главѣ почтоваго дѣла въ Россіи, фанъ-Сведенъ, лишившись кліентовъ, попробовалъ бороться съ соперникомъ. Вернуть кліентовъ ему не удалось (объ этой борьбѣ разскажемъ въ другомъ мѣстѣ); но связь съ правительствомъ вообще и съ Тайнымъ приказомъ въ частности онъ сохранилъ. Его заграничный контрагентъ, рижскій почтмейстеръ Даніилъ Брандесъ, получилъ въ 1667 г., очевидно — по ходатайству фанъ-Сведена, царское пожалованье парами соболей на 100 рублей, посланными ему съ переводчикомъ Посольскаго приказа Василіемъ Баушемъ. Контрактъ на поставку „вѣдомостей“ въ Приказъ Тайныхъ дѣлъ въ августѣ 1668 года былъ возобновленъ:

  1. Цвѣтаевъ, 288 и 290.
  2. Цвѣтаевъ, 410.
  3. Tagebuch, 407, 409 и 410.
  4. Brückner, Europäisirung, 90.
  5. Brückner, R. Postwesen, 900.
Тот же текст в современной орфографии

разгоревшейся ссоре этого последнего с душеприказчиками его отца[1]. Служанка ван Сведена, татарка, крестилась в голландской церкви и вышла впоследствии замуж за одного иностранного офицера на русской службе[2].

Во время заграничного путешествия ван Сведен встретился с возвращавшимся из Англии Патриком Гордоном и они приехали вместе[3]. Гордон очень часто пользовался услугами его почты и уже в это время посылал массу писем. Пробывши заграницею меньше года, он за это время истратил на пересылку писем 74 рубля, что на наши деньги составляет более 1000 рублей[4]; сам же, получив в Шотландии 3 письма, весом вместе 7 золотников, должен был заплатить 30 руб. на наши деньги[5].

Когда А. Л. Ордин-Нащокин взял на себя инициативу в более широкой постановке почтовых сношений и его протеже — Леонтий Марселис стал во главе почтового дела в России, ван Сведен, лишившись клиентов, попробовал бороться с соперником. Вернуть клиентов ему не удалось (об этой борьбе расскажем в другом месте); но связь с правительством вообще и с Тайным приказом в частности он сохранил. Его заграничный контрагент, рижский почтмейстер Даниил Брандес, получил в 1667 г., очевидно — по ходатайству ван Сведена, царское пожалованье парами соболей на 100 рублей, посланными ему с переводчиком Посольского приказа Василием Баушем. Контракт на поставку „ведомостей“ в Приказ Тайных дел в августе 1668 года был возобновлен:

  1. Цветаев, 288 и 290.
  2. Цветаев, 410.
  3. Tagebuch, 407, 409 и 410.
  4. Brückner, Europäisirung, 90.
  5. Brückner, R. Postwesen, 900.