Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/82

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

персидской торговли[1]. Отъ Марселиса московское правительство не разъ узнавало заграничныя новости[2].

Въ 1646 году московскіе торговые люди, жалуясь царю на иностранцевъ вообще, что они отбиваютъ у русскихъ всѣ промыслы, упоминали въ челобитной имена Петра Марселиса и Еремѣя Фельца (не Фенцель-ли? см. выше), взявшихъ на откупъ ворванье сало и понизившихъ на него цѣну до такой степени, что Холмогорцы и Поморы, вынужденные продавать сало только имъ однимъ, совершенно разорились, а они наживаютъ до 400% прибыли.

Интересно также продолжительное столкновеніе Марселиса съ А. Д. Виніусомъ. Выше было сказано о товариществѣ, которое они образовали (съ ними былъ еще голландскій купецъ Тилеманъ Акема). Марселисъ, 7 лѣтъ спустя, въ 1644 г., получилъ право строить съ однимъ Акемою новые заводы по рѣкамъ Вагѣ, Костромѣ, Шекснѣ и др. мѣстамъ безъ оброка на 20 лѣтъ. Виніусъ понялъ, что товарищи его хотятъ оттѣснить. Онъ рѣшилъ не брезгать никакими средствами для борьбы и обвинилъ своихъ компаньоновъ во 1-хъ) въ томъ, что они не учатъ русскихъ своему искусству, во 2-хъ) что безчестятъ его за то, что онъ хочетъ принять православіе. Обвиненія были очень тяжелыя. Свидѣтели, выставленные Виніусомъ, не поддержали его; но первое обвиненіе подтвердилось послѣ опроса заводскихъ рабочихъ. Правительство рѣшило взять Городищенскіе заводы въ казну. Марселиса и Акему спасло заступничество Даніи и Голландіи и, надо думать, щедрыя подачки кому слѣ-

  1. Цвѣтаевъ, Вѣроисповѣдное положеніе протест. купцовъ въ Россіи въ XVI—XVII вв. М., 1885. Стр. 36.
  2. Какъ напр. извѣстіе о морскомъ сраженіи и побѣдѣ Датчанъ въ 1644 г. (выписано изъ письма, полученнаго Петромъ Марселисомъ отъ его прикащика изъ Данцига, Шлосбергъ, 107). Другія вѣсти, доставлявшіяся Марселисомъ, были изъ Даніи и др. мѣстъ (ibid., 109). Шлосбергъ отмѣчаетъ ихъ тенденціозность (ibid., 117).
Тот же текст в современной орфографии

персидской торговли[1]. От Марселиса московское правительство не раз узнавало заграничные новости[2].

В 1646 году московские торговые люди, жалуясь царю на иностранцев вообще, что они отбивают у русских все промыслы, упоминали в челобитной имена Петра Марселиса и Еремея Фельца (не Фенцель ли? см. выше), взявших на откуп ворванье сало и понизивших на него цену до такой степени, что холмогорцы и поморы, вынужденные продавать сало только им одним, совершенно разорились, а они наживают до 400% прибыли.

Интересно также продолжительное столкновение Марселиса с А. Д. Виниусом. Выше было сказано о товариществе, которое они образовали (с ними был еще голландский купец Тилеман Акема). Марселис, 7 лет спустя, в 1644 г., получил право строить с одним Акемою новые заводы по рекам Ваге, Костроме, Шексне и др. местам без оброка на 20 лет. Виниус понял, что товарищи его хотят оттеснить. Он решил не брезгать никакими средствами для борьбы и обвинил своих компаньонов во 1-х) в том, что они не учат русских своему искусству, во 2-х) что бесчестят его за то, что он хочет принять православие. Обвинения были очень тяжелые. Свидетели, выставленные Виниусом, не поддержали его; но первое обвинение подтвердилось после опроса заводских рабочих. Правительство решило взять Городищенские заводы в казну. Марселиса и Акему спасло заступничество Дании и Голландии и, надо думать, щедрые подачки кому сле-

  1. Цветаев, Вероисповедное положение протест. купцов в России в XVI—XVII вв. М., 1885. Стр. 36.
  2. Как, напр., известие о морском сражении и победе датчан в 1644 г. (выписано из письма, полученного Петром Марселисом от его приказчика из Данцига, Шлосберг, 107). Другие вести, доставлявшиеся Марселисом, были из Дании и др. мест (ibid., 109). Шлосберг отмечает их тенденциозность (ibid., 117).