Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/89

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

ловлено просить Датскаго короля о присылкѣ рабочихъ людей. Изъ трехъ желѣзныхъ заводовъ, ближайшихъ къ Москвѣ, Марселису принадлежалъ самый большой. Въ 1674 году онъ заплатилъ своему зятю, Томасу Келлерману, за ¾ этого завода 20,000 р. Заводъ этотъ занимаетъ, по словамъ Кильбургера, пространство около 30 верстъ между Серпуховомъ и Тулою; въ 20 верстахъ отъ него рѣка, по которой водою можно ѣздить въ Москву. На заводѣ 3 плавильныя печи и 10 молотовъ съ двойными горнами. На этомъ заводѣ дѣлаютъ: 1) полосовое желѣзо (которое начали уже употреблять при постройкѣ каменныхъ домовъ); 2) пушки, по мнѣнію Кильбургера — плохія; 3) пушки не для стрѣльбы, а какъ извѣстнаго рода украшеніе; 4) двери и ставни; 5) црѣны для соляныхъ варницъ (неходкій товаръ, по мнѣнію Кильбургера)[1]; 6) сабельные клинки; 7) тонкіе двойные и одиночные листы; 8) плиты[2]. Прежде Марселисъ дѣлалъ также нѣмецкіе заказные клинки для отправки заграницу, ковалъ якори; но желѣзо его оказалось недостаточно хорошаго качества для такихъ издѣлій. Когда срокъ привиллегіи Марселиса на этотъ заводъ (о чемъ мы говорили выше) кончился, то, по просьбѣ Марселиса, царь возобновилъ привиллегію еще на 20 лѣтъ. Эта милость объясняется, быть можетъ тѣмъ, что Петръ Марселисъ къ концу жизни держался ближе къ правительственнымъ лицамъ и возстановилъ ихъ довѣріе къ себѣ, поколебленное его прежнимъ поведеніемъ въ религіозныхъ дѣлахъ ино-

    какъ ниже Кильбургеръ называетъ Келлермана его зятемъ, то, повидимому рѣчь идетъ об отцѣ.

  1. Въ 1670 г. правительство купило у Марселиса 100 пуд. желѣзныхъ црѣнныхъ досокъ по 1 р. 2 гривны пудъ. Доски понадобились для Ростовскихъ и Переяславскихъ соляныхъ заводовъ (Рус. Ист. Библ., XXIII, 1368).
  2. Интересенъ обширный казенный заказъ, сдѣланный Марселису въ 1668 г. (Цвѣтаевъ, 714), а также поставка въ дек. 1669 г. (Эйнгорнъ, 658).
Тот же текст в современной орфографии

ловлено просить Датского короля о присылке рабочих людей. Из трех железных заводов, ближайших к Москве, Марселису принадлежал самый большой. В 1674 году он заплатил своему зятю, Томасу Келлерману, за 3/4 этого завода 20,000 р. Завод этот занимает, по словам Кильбургера, пространство около 30 верст между Серпуховом и Тулою; в 20 верстах от него река, по которой водою можно ездить в Москву. На заводе 3 плавильные печи и 10 молотов с двойными горнами. На этом заводе делают: 1) полосовое железо (которое начали уже употреблять при постройке каменных домов); 2) пушки, по мнению Кильбургера — плохие; 3) пушки не для стрельбы, а как известного рода украшение; 4) двери и ставни; 5) црены для соляных варниц (неходкий товар, по мнению Кильбургера)[1]; 6) сабельные клинки; 7) тонкие двойные и одиночные листы; 8) плиты[2]. Прежде Марселис делал также немецкие заказные клинки для отправки заграницу, ковал якори; но железо его оказалось недостаточно хорошего качества для таких изделий. Когда срок привилегии Марселиса на этот завод (о чём мы говорили выше) кончился, то, по просьбе Марселиса, царь возобновил привилегию еще на 20 лет. Эта милость объясняется, быть может, тем, что Петр Марселис к концу жизни держался ближе к правительственным лицам и восстановил их доверие к себе, поколебленное его прежним поведением в религиозных делах ино-

    как ниже Кильбургер называет Келлермана его зятем, то, по-видимому, речь идет об отце.

  1. В 1670 г. правительство купило у Марселиса 100 пуд. железных цренных досок по 1 р. 2 гривны пуд. Доски понадобились для Ростовских и Переяславских соляных заводов (Рус. Ист. Библ., XXIII, 1368).
  2. Интересен обширный казенный заказ, сделанный Марселису в 1668 г. (Цветаев, 714), а также поставка в дек. 1669 г. (Эйнгорн, 658).