Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 13.pdf/514

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

На заре 17 числа в Вишау был препровожден с аванпостов французской офицер, приехавший под парламентерским флагом, требуя[1] свидания с русским императором. Офицер этот был Савари.[2] Государь только что заснул и потому Савари должен был дожидаться.[3] В полдень он был допущен к государю и через час поехал вместе с князем Долгоруковым на аванпосты французской армии.

Как слышно было, цель присылки Савари состояла в предложении мира и в предложении свидания императора Александра с Наполеоном. В последнем было отказано и вместо государя князь Долгоруков, победитель при Вишау, был отправлен вместе с Савари для переговоров с Наполеоном, ежели переговоры эти, против чаяния, имели целью действительное желание мира.

Ввечеру вернулся Долгоруков и лицам, знавшим его, заметна была происшедшая в нем значительная перемена. После своей беседы с Буонапарте он держал себя, как принц крови, и ни с кем не говорил из приближенных к государю лиц о том, что происходило на этом свидании. Вернувшись, он прошел прямо к государю и долго пробыл у него наедине.

Несмотря на то, однако, в штабе распространились слухи о том, как Долгоруков достойно держал себя с Буонапарте, как он, чтобы не называть его величеством, умышленно не называл его ничем и как он вообще, отклонив предложения мира со стороны Б[уонапарте], отделал его. Австрийскому же генералу[4] в присутствии посторонних Долгоруков сказал следующее:

— Или я ничего не понимаю, — говорил князь Долгоруков, — или он боится более всего в настоящую минуту генерального сражения.[5] В противном случае, для чего бы ему было требовать этого свидания, вести переговоры и, главное, отступать без малейшего замедления,[6] тогда как отступление так противно всей его методе ведения войны. Верьте мне,[7] его час настанет и очень скоро. А хороши бы мы были, слушая так называемых опытных стариков: князя Шварценберга[8] и т. п. Несмотря на мое полное уважение к их заслугам, хороши бы мы были, всё ожидая чего то и тем давая ему случай уйти от нас или тем или другим способом обмануть нас, тогда как теперь он верно в наших? руках. Нет,[9]

  1. Зачеркнуто: пропуска адъютанту Буонапарте для личного
  2. Зач.: Он был пропущен через цепь и на рассвете прибыл в Вишау в квартиру императора.
  3. Зач.: Как всегда толпа любопытных окружила его и много нескромных и неполитических вопросов и неловких самохвальных намеков было сделано наполеоновскому адъютанту прежде, чем он был допущен к государю императору. Князь Андрей стоял тоже
  4. Зач.: Вейро[теру]
  5. Зач.: что он не в своей тарелке, это видно.
  6. Зач.: вот уже в продолжение трех дней, когда
  7. Зач.: что это счастливый солдат и больше ничего. Теперь мы
  8. Зач.: и вашего старика, любезный князь, обращался он к князю Андрею.
  9. Зач.: любезный князь
511