Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 13.pdf/651

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

это есть обман, которому невольно подчиняются те, кто его составляют, — сказал Pierre и взглянул на[1] масона, боясь, не оскорбил ли он его. На лице ритора не выразилось ни малейшего волнения при этом ответе. Он, видимо, вполне удовлетворился[2] им.

— Искали ли вы средства к достижению своей цели в религии?[3]

— Нет. Я считал ее несправедливою и не следовал ей, — отвечал Pierre[4] и опять не мог превозмочь дрожания голоса.[5] Ритор опять нагнул голову.[6]

— Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? — спросил он.

— Да, — отвечал Pierre.

На белом лице[7] ритора выразилось волнение смущения.[8] Он опустил голову, сложил руки перед грудью и задумался.

— Теперь я должен открыть вам главные цели нашего ордена, — сказал он, подняв голову, — и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство.

1. Главнейшая цель и, купно, основание нашего ордена, на котором он утвержден и которого никакая человеческая сила не может низвергнуть, — говорил он тихим и ровным голосом, — есть сохранение и предание потомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, судьба человеческого рода зависит.[9]

Но как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, естли долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его.[10] И мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми

  1. Зачеркнуто: ⟨Титова⟩ аббата
  2. Зач.: этим ответом и сделал ⟨следующий⟩ пятый вопрос о том, почему он не
  3. Зач.: и гражданских законах и следовали ли им?
  4. Зач.: как на исповеди, с дрожанием голоса
  5. Зач.: ⟨Титов⟩ аббат
  6. Зач.: в знак согласия. — В чем же полагаешь ты премудрость и добродетель? — спросил аббат. — В знании добра и следовании ему, — отвечал Pierre.
  7. Зач.: ⟨Титова⟩ аббата
  8. Зач.: — Потрудитесь раздеться, граф, — [сказал] он ему тихо и начал говорить, сначала запинаясь, а потом твердо.
  9. Зач.: доколе бог благоволит, ко благу человечества, открыть оное всему миру.
  10. Зач.: Орден наш можно уподобить благоустроенному воинству, где всяк, по мере усердия и ревности, восходит к высшим чинам. Начальники ведают расположение и тайну войны, но нижние чины и простые воины обязаны токмо повиноваться и не могут знать сего таинства. Для сего в ордене нашем число хранителей сего важного таинства всегда было ограничено.
648