Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 15.pdf/121

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Прежде лестная добыча для партизанов (казаков, солдат, мужиков): платье, обувь, оружие с убитых французов — теперь уже пренебрегалась, а фуры, повозки, кареты, наложенные награбленными вещами в Москве, составляли лакомый кусок для рядовых партизанов. Но, кроме славы, наград[1] для начальников партии и добычи для рядовых партизанов, и для тех и других теперь в высшей степени разгара было одно странное,[2] бессмысленное чувство наслаждения в трудах, в опасностях, в высматривании, в выслушиваньи, в нападении, в захвате людей, в пленении и в убивании их.

Это было странное чувство, не только подобное, но совершенно тожественное чувству охоты — не на зверя, а на людей. То же было, как на охоте,[3] поглощение всех человеческих способностей в бессмысленном[4] желании взять убитым или живым, но взять. То же заглушение[5] человеческого чувства жалости к своей дичи и то же внутреннее сознание невиновности в жестокости вследствие трудов и опасностей, переносимых охотником.

Как человек, содрогающийся от ужаса и готовый плакать при виде зарезанного цыпленка, спокойно, не видя его страданий, добивает волка или прирезает зайца или стреляет бекаса, так точно в числе 10 000 партизанов, действовавших в то время,[6] добивавших французов, большая часть были люди, не могущие видеть человеческих страданий. Для совершения тогда необходимого и неизбежного дела, уничтожения нашествия, нужно было, чтобы на[7] людей, исполнявших это дело, была напущена слепота, и слепота[8] эта была напущена на них[9] этим чувством охоты на людей.[10]

  1. Зачеркнуто: моло[дечества]
  2. Зач.: чувство, служившее главной пружиной их деятельности. Это было странное чувство
  3. Зач.: какое-то молодечество, то же
  4. Зач.: страстном
  5. Зач.: всех и далее: человеческих чувств переделано на: человеческого чувства
  6. Зач.: и исполнявших
  7. Зач.: человеческие души
  8. В автографе слова: и слепота написаны дважды
  9. Зач.: в виде молодеческого
  10. Зач.: и молодеческого партизанства. Петя застал Денисова в самом разгаре партизанской страсти. В тот день, как приехал Петя ⟨узнать подробности о французском транспорте, Денисов с своей партией выслеживал этот транспорт (утром) и стоял ⟨теперь⟩ в двух верстах от дороги, по которой шел тот самый транспорт, подробности о котором приехал узнать Петя, и ⟨в ночь⟩ ⟨утром сделав⟩ в это утро отбив из него две фуры, ждал только того, чтобы транспорт стал на место, чтобы ночью атаковать его. На поляне за караулкой стояло человек сто кавалеристов, казаков и странно разнообразно одетых людей. В середине их стояли две французские фуры. Денисов (окруженный) с тремя офицерами сидел у дверей караулки и горячо спорил о чем-то с одним из офицеров. Увидев Петю в форменном сюртуке и не узнав его, но признав зa штабного, которых ненавидел Денисов, он нахмурился. Но только что Петя заговорил, передавая свое поручение и еще не успев назвать его, как Денисов вскочил, глаза его весело блеснули, и он обнял Петю и поцеловал его. — Вот не узнал бы, каким молодцом стал! — закричал Денисов. — Так у него? Господа, каково? Приглашают меня. Вместо зач. написан новый автограф на восьми страницах.
120