Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 15.pdf/288

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

не бывает без слов, пришли к заключению, что приказание о исполнении события есть только[1] один из предшествующих признаков. Ход рассуждени[й] наш был точно такой же, как и во всех других подобных случаях, но заключение наше все-таки не имеет той убедительности, которую имеет заключение о ветре и туче.

Причина неубедительности нашего заключения лежит в том, что то, что мы назвали[2] одним из предшествующих признаков, есть не внешнее явление, а есть сам человек.

Пускай вы называете это[3] предшествующим признаком, ответят мне, а я все-таки несомненно знаю, что я велел, и дерево было срублено, и потому я чувствую, что Наполеон велел, и дано было Бородинское сражение. Я знаю, несомненно знаю, что я мог сделать или не сделать, то или другое и потому предполагаю, что Наполеон, подобный мне человек, был также свободен.[4]

Вопрос о понимании истории, следовательно, сводится на вопрос о воле.[5]

Свободен или несвободен человек, вот страшный вопрос, который задает себе человечество с самых различных сторон: физиология, психология, статистика, зоология даже принимает участие в борьбе. «Свободы нет», говорят одни, «человек подлежит законам материи».

«Свобода есть; душа, составляющая сущность человека — свободна», говорят другие.

Посмотрим с точки зрения истории на вопрос свободы или несвободы человека.[6]

Вопрос этот, который косвенно пытаются разрешить естественные науки, не призванные к разрешению его, вопрос этот для истории представляется вопросом жизни и смерти.

Все противуречия, неясности истории,[7] тот ложный путь, по которому она идет, описывая единичные лица как представителей масс, основаны не столько на трудности уловить движение масс, не столько на предании взгляда древних на историю, не только на ложном стыде признания в своем незнании, сколько на страхе разрешения этого вопроса.

  1. Зачеркнуто: случайный
  2. Зач.: случайным признаком
  3. Зач.: случайным
  4. Зач.: Что ж говорила история?
  5. Зач.: Или я должен допустить, что миллионы свободных воль покоряются одной или наоборот. Допустив свободу воли Наполеона, приводящего к убийству миллионы, я должен отрицать свободу миллионов, и это самое говорит история. Далее зач. текст копии вар. № 314, кончая словами: великое слово, стоящее на пути истины (см. стр. 231).
  6. Далее автограф вместо зач. копии вар. № 314 (стр. 231).
  7. Зач.: основаны
289