Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 15.pdf/330

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Только при соединении двух отвлечений обоих источников познания получается[1] представление о[2] жизни человека.[3]

Только взаимно определяющиеся эти два понятия (Wechselbegriffe) свободы и необходимости или сущности жизни и разума дают нам представление о[4] жизни человека.

Свобода, ничем не ограниченная, есть воля человека в его сознании.

Свобода, подчиненная закону необходимости, есть воля[5] человека в своем проявлении. Необходимость без содержания есть три отвлеченные закона разума. Необходимость, имея содержанием свободу, есть ⟨только⟩ приложен[ие] к ней законов разума. Свобода, воля есть то, что рассматривается, необходимость, разум есть то, что рассматривает. Свобода, воля есть содержание; необходимость, разум есть форма.

Свобода и необходимость отдельно суть взаимно исключающиеся и одинаково недоступные понятия, так как понимание жизни одинаково невозможно без формы и без содержания; но свобода ограниченная — воля людей, проявляющаяся в пространстве, времени и зависимости от причин,[6] рассматриваемая законами разума, есть всё то, что мы знаем о жизни человека.[7]

Понятие большей свободы и меньшей необходимости или меньшей свободы и большей необходимости есть только определение большего или меньшего приложения законов разума к рассматриваемому им содержанию.

Понятие свободы существует только в сознании и может составлять предмет наук отвлеченных (метафизика, трансцендентная

  1. Зачеркнуто: ясное
  2. Зач.: не только
  3. Зач.: ⟨состоящее в отношении воли и разума. Жизнь человека понимается только как соединение свободы и необходимости.⟩ но и всего существующего, свободы и необходимости, или нами познаваемого,
  4. Зач. вписанное: всем том, что мы знаем и текст копии: Понятия свободы и необходимости не суть понятия сами по себе, но выражают только отношение воли к разуму. Это отношение включает в себя всю жизнь человека. И только в соединении своем понятие свободы ⟨есть воля⟩ и понятие необходимости ⟨есть разум⟩ получают определенное значение. В действительности в возможности понимания существует только свобода в своем проявлении, то есть воля, рассматриваемая разумом по закону необходимости, то есть определяемая по законам пространства, времени и причины.
  5. Зач.: людей, воля животных, жизненная сила растений, химическое сродство, законы электричества, тепла, тяготения.
  6. Зач. в копии: и необходимость, не доведенная до последнего конца, т. е. законы разума, суть те два данные, из которых составляется всё миросозерцание и вписаны след. одиннадцать слов.
  7. Зач. в копии: Воля, подлежащая законам разума, есть всё, что мы знаем. Чем более проявления воли понятны для нашего разума, т. е. чем более воля ограничена, тем более мы знаем.
331