Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 20.pdf/124

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

человѣкъ. Ну, послушай. Положимъ, ты женатъ, ты любишь жену, но ты увлекся другой женщиной.[1]

— Извини, но я рѣшительно не понимаю этаго. Какъ бы... все равно, какъ не понимаю, какъ бы я теперь, наѣвшись здѣсь, пошелъ бы мимо калачной и укралъ бы калачъ.

Глаза Князя Мишуты совсѣмъ растаяли.

— Отчего же? Калачъ иногда такъ пахнетъ, что не удержишься. Ну, все равно, человѣкъ укралъ калачъ. Увлекся другой женщиной. Эта женщина милое, кроткое, любящее существо, бѣдная, одинокая и всѣмъ пожертвовала. Теперь, когда уже дѣло сдѣлано, ты пойми, неужели бросить ее? Положимъ, разстаться, чтобъ не разрушить семейную жизнь, но неужели не пожалѣть ее, не устроить, не смягчить?

— Ну ужъ извини меня, ты знаешь, я чудакъ, для меня всѣ женщины дѣлятся просто на два сорта, т. е. нѣтъ, вѣрнѣе, есть женщины и есть стервы. И я прелестныхъ падшихъ созданий не видалъ и не увижу, a такія, какъ та крашенная Француженка у конторки съ завитками, это для меня гадина, и всѣ падшія такія же.[2]

— А Евангельская?

— Я тебѣ говорю не выдумку мою, а это чувство. Какъ то, что ты пауковъ боишься, такъ я этихъ гадинъ, и потому ты, вѣрно, не изучалъ пауковъ и не знаешь ихъ нравовъ, такъ и я.

— Зачѣмъ такъ строго смотрѣть на жизнь, зачѣмъ дѣлать себѣ трудности,[3] зачѣмъ все натуживаться?

— Затѣмъ, чтобы не мучаться.

— Ахъ, повѣрь, все тоже самое будетъ, будешь ли или не будешь натуживаться. Послѣ мучаться, прежде мучаться...

— Да что же дѣлать? Въ этомъ разница нашихъ характеровъ. Ты на все смотришь легко и весело, видишь удовольствіе, а я работу.

— И я правъ, потому что, по крайней мѣрѣ, мнѣ весело, а тебѣ...[4]

Левинъ усмѣхнулся и ничего не сказалъ.

— Ахъ, кабы ты зналъ, какая она женщина.

— Кто? Эта гадина?

  1. Поперек этого абзаца написано: ⟨Онъ полонъ жизни. Вотъ счастливчикъ!⟩
  2. Зачеркнуто: — Ты изъ всего дѣлаешь трудности; ты, стисну въ зубы и напруживаясь, поднимаешь соломинку. — Да, потому что все трудъ. — Но повѣрь, что все тоже самое будетъ, если и не будешь натуживаться. — Да это наше различіе. Ты видишь во всемъ удовольствіе, я — работу. — И я правъ, потому что мнѣ весело, a тебѣ тяжело. — Да, можетъ быть. — Онъ задумался.
  3. Зач.: Жизнь и такъ трудна, а ты все натуживаешься. — Стало быть, надо готовить себя къ труду и что все не такъ просто, какъ кажется.
  4. Зач.: — И мнѣ очень — не весело, a пріятно бываетъ.
112