Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 20.pdf/140

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— Садитесь, Константинъ Дмитричъ, мы всегда рады вамъ,[1] — говорила она, сама не зная, что говорятъ ея губы.

Онъ взглянулъ на нее,[2] и она поняла по этому умному, все вдругъ понимающему взгляду, что нельзя было[3] говорить пустяковъ теперь. Она покраснѣла,[4] взяла альбомъ, лежавшій на столѣ, и стала открывать и закрывать застежку.

— Я сказалъ вамъ, что не знаю, надолго ли я пріѣхалъ....

«Какъ онъ помнить всѣ свои слова, — подумала она, — это непріятно».

— Что это отъ васъ зависитъ....

Она все ниже и ниже склоняла голову и не знала, что она отвѣтитъ на приближающееся. И еще ничего не случилось, но ей всей душой было жалко его — и себя.

— Можетъ быть, я съумасшедшій и надѣюсь на то, чего нельзя. — Лицо его дѣлалось все мрачнѣе и мрачнѣе. — Я пріѣхалъ за тѣмъ, чтобы предложить вамъ себя, свою руку, свою любовь. — А ... быть моей женой.

Онъ поглядѣлъ на нее изъ-подъ опущенныхъ бровей такъ, какъ будто ждалъ только отказа. Она тяжело[5] дышала, не глядя на него; но какъ только онъ замолкъ, она подняла свои[6] свѣтлые, ясные глаза прямо на него и, увидавъ его[7] холодное, почти злое выраженіе, тотчасъ же отвѣчала то, что непосредственно пришло ей.

— Ахъ, зачѣмъ вы это говорите. Я не... Это нельзя, это невозможно, простите меня...

Онъ видѣлъ, что она съ трудомъ удерживаетъ слезы. ⟨Какъ онъ сидѣлъ, такъ и остался, ухватясь обѣими руками за ручки креселъ и уставившись за уголъ висящаго со стола ковра, и на лицѣ его остановилась злая усмѣшка надъ самимъ собой.

«Еще бы, какже это могло быть?»[8] думалъ онъ, не поднимая глазъ, сидя неподвижно передъ ней и чувствуя, какъ, точно волны, наплывала и сплывала краска на его лицѣ.

  1. Зачеркнуто: Я не знаю, ваша дружба съ ⟨Сережей⟩ Евгеніемъ покойнымъ такъ связала насъ.
  2. Зач.: сердито. Она покраснѣла, чувствуя
  3. Зач.: теперь притворяться и мучать его. Но она сама не знала, что дѣлала и говорила. Она держала
  4. Зач.: Такъ продолжался несвязный разговоръ. ⟨Левину и въ голову не могло придти сдѣлать предложеніе матери, и она и онъ видѣли⟩ Левинъ догадывался, что Княгиня нарочно медлить выходить, чтобы избѣгнуть объясненія, и потому онъ понималъ, что незачѣмъ дѣлать предложеніе матери, и что кромѣ отказа онъ ничего ожидать не можетъ. Kpacнѣя и блѣднѣя, онъ самъ не помнилъ, что говорилъ съ матерью. Наконецъ
  5. Зач.: даже громко
  6. Зач.: прелестные
  7. Зач.: сердитое
  8. Зачеркнуто: Надо быть съумасшедшимъ гордецомъ, какъ я, чтобы думать, что это могло быть, — думалъ онъ. — Но всетаки это ужасно, это тяжело, этаго стыда, этаго униженія я никогда не забуду». — Вы простите меня, я очень, очень жалѣю, что доставилъ вамъ эту непріятную минуту.
128