Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 35.pdf/493

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ловкий, белокурый красавец[1] из крестьян Орловской губернии. Дома остались молодая еще мать[2] и три брата с женами и ребятами.[3] Петр был[4] не женат и пошел охотой за брата. Но[5] солдатская служба так показалась тяжела ему, что он стал пить, когда мог и было на что[6] и даже раз попытался бежать, сам не зная куда, только чтобы избавиться от тоски, которая съела его. После того как[7] его жестоко наказали за побег, он махнул на себя рукой и[8] еще хуже затосковал, так что вошь заела его, и только ждал случая, когда мог напиться. Несмотря на это, товарищи почему то любили, жалели его и в особенности мрачный Панов, бывший его дядькой.

— Ну что ж, давай и мне покурить, — сказал Петр своим особенно приятным ласкающим тенором, садясь на[9] корточки подле Кондицкого.

— А что своего не заведешь?[10] — сказал Кондицкий. — Вот дай дядя Антоныч откурится.

— Хорошо, как тебе из дома посылают, а мои от меня ждут.

— Ну, чего захотели, — проговорил Панов, отрываясь от трубки и с каждым словом выпуская набранный дым. — Наш брат — отрезанный ломоть.[11] Откуда что взять. А что и добыл — самому нужно. Сказано царский слуга... вот и вся. Ну, ребята, докуривай да и туши.

Никитин расчистил перед собой листья и ветки и лег на брюхо, припав губами к трубке.

— А[12] сказывают Слепцова, генерала, убили, — сказал Кондицкий.[13]

  1. Зачеркнуто: Несмотря на то, что его уже два раза наказывали жестоко розгами за неповиновение, пьянство и попытку побега, был ⟨особенно⟩ любим всеми товарищами и особенно мрачным Пановым, бывшим его дядькой. Петр Никитин был ⟨забрит⟩ из помещичьих крестьян.
  2. Зач.: жена
  3. Зач.: Никитин
  4. Зач.: еще
  5. Зач.: теперь он раскаялся в своем добром поступке, и тоска съела его.
  6. Зач.: но тоска все хуже и хуже одолевала его. Два раза он думал бежать, даже выходил за крепость, но молился и проходило. Особенно тяжело было Петру, что солдаты товарищи, которые по его соображениям должны были испытывать то же, что и он, не только не понимали его и, когда он заговаривал о своей тоске, смеялись над ним, но, напротив, как будто были совсем довольны своей жизнью и гордились ею.
  7. Зач.: он был
  8. Зач.: даже не старался служить или чем нибудь улучшить свою жизнь, а не переставая тосковал.
  9. Зач.: землю и отчищая под собою сухие листья и ветки
  10. Зач.: отвечал
  11. Зач.: Тут, брат, не об жене думай, — а служи царю и отечеству, вот и всё.
  12. Зач.: что правда:
  13. Зач.: Тогда только был убит Слепцов ⟨Сказывают⟩ ⟨Должно убили, — сказал Панов, — что ж кому что написано⟩
471