Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 35.pdf/539

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Возвращаясь с прогулки, он увидал экипажи у своего[1] подъезда и две кареты с придворными лакеями Елены Павловны[2] у крыльца императрицы.

Всходя на ступеньки крыльца мимо отдающих честь замирающих часовых, Николай набрал воздуха в выпяченную грудь, желая подбодриться, но это не помогло ему. Была та же сонливость, в голове тот же туман и во всем теле та же вялость. Ему стало досадно, и он рассердился. Рассердившись же, тотчас же нашел тот предмет, на который он мог направить свой гнев; предмет этот были, как всегда, те люди, против которых он в глубине души знал, что был виновен, это были те скверные люди, которые[3] воображали, что они могут управлять собою лучше, чем он, Николай, управлял ими. Это были прежде всего декабристы, всякого рода ратудатели,[4] писатели.[5] Он вспомнил теперь[6] их преступления — поступки Прусского короля и почувствовал поднимающееся в душе знакомое чувство[7] ненависти ко всему миру. Когда Чернышев вместе с Долгоруким вошел в кабинет,[8] Чернышев тотчас же понял,[9] что[10] Николай особенно не в духе, и решил воспользоваться этим рас[положением].[11]

[12]Он слушал[13] доклад Чернышева, держа своими большими белыми руками с одним золотым кольцом на безымянном пальце листы,[14] и глядел безжизненными глазами[15] на лоб и хохол Чернышева.

  1. Зачеркнуто: дворцового
  2. Зач.: и ⟨Гес⟩ дочь Марии Николаевны и Екатерины Михайловны, которые подъехали к крыльцу,
  3. Зач.: делали всякие гадости, не давали ему покоя и заставили его одного так усиленно работать, что он преждевременно старится и теряет свои силы.
  4. «Ратудатели», очевидно, производное от немецкого: Der Rath geben — дать совет.
  5. Зач.: — те самые
  6. Зач.: все
  7. Зач.: — гнев
  8. Зач.: и увидал Николая, он
  9. Зач.: по выражению его лица
  10. Зач.: он
  11. Пропуск вследствие утраты листа.
  12. Зач.: Николай
  13. Зач.: всё
  14. Зач.: доклада
  15. Зач.: в лицо
517