Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 46.pdf/385

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
381 8017-18. Архиерейский сад, — в Казани, парк при архиерейском доме на берегу озера Дальний кабан, верстах в пяти от города, место загородных прогулок.

382 8030. в Крапивне, — уездном городе Тульской губернии, в 35 верстах от Ясной поляны, находившейся в Крапивенском уезде.

10 августа. Стр. 8086.

383 8130. о ночах Цыганёрства. — О ночах, проведенных с цыганами в Туле и Москве.

384 8131. Катины песни, — какую цыганку разумеет Толстой, неизвестно.

385 8218. Скажи зачем, — романс М. И. Глинки на слова кн. С. Г. Голицына, вошедший в репертуар цыганских песен.

386 839. Марка? — Лука Алексеевич Сехин, гребенской казак, племянник Епишки. По рассказу К. С. Шохор-Троцкого, посетившего летом 1927 г. станицу Старогладковскую, старожилы до сих пор помнят этого хромого, ходившего на «крюках» (на костылях) казака. «Песельник был», — говорят они — «на всю станицу песни играл». Он умер в начале 1870-х годов в возрасте около 40 лет.

387 8331-32. Ермоловских времен, — времен управления Кавказом А. П. Ермолова, о котором см. прим. 230.

388 8332. Япишка, — или, точнее, Епишка, Епифан Сехин, старый гребенской казак из станицы Старогладковской, с которым был дружен Толстой, изобразивший его впоследствии в повести «Казаки» под именем Ерошки. Такую же характеристику Епишки дает и Н. Н. Толстой в своем очерке «Охота на Кавказе»:

«Это чрезвычайно интересный, вероятно, уже последний тип старых гребенских казаков. Епишка, по собственному его выражению, был молодец, вор, мошенник, табуны угонял на ту сторону, людей продавал, чеченцев на аркане водил; теперь он почти девяностолетний, одинокий старик. Чего не видал человек этот в своей жизни! он и в казематах сидел не однажды, и в Чечне был несколько раз. Вся жизнь его составляет ряд самых странных приключений; наш старик никогда не работал; самая служба его была не то, что мы теперь привыкли понимать под этим словом. Он или был переводчиком, или исполнял такие поручения, которые исполнять мог, разумеется, только он один: например, привести какого-нибудь абрека, живого или мертвого, из его собственной сакли, в город; поджечь дом Бей-булата, известного в то время предводителя горцев, привести к начальнику отряда почетных стариков, или аманатов из Чечни; съездить с начальником на охоту... Охота и бражничанье — вот две страсти нашего старика: они были и теперь остаются erо единственным занятием; все другие его приключения — только эпизоды». («Современник» 1857, т. 61, стр. 177—178; отд. изд. — М. 1922, стр. 26—31.)

Приводим следующие подробности о нем из письма одного кавказского старожила: «В станице Старогладковской я нашел современника дяди Епишки и, читая ему «Казаки», старался что-нибудь услышать от него,

363