Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 46.pdf/474

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
Романовых выписано из Карамзина (т. VIII, столб. 58 и прим. 164). Потомство Андрея Ивановича Кобылы по прямой линии следует в таком порядке: Федор Андреевич Кошка, Иван Федорович, Захарий Иванович, Юрий Захарьевич, Роман Юрьевич, Никита Романович, Федор Никитич, Михаил Федорович; таким образом, Роман Юрьевич был не дедом, а прадедом Михаила, как первоначально и было записано у Толстого.

1184 2107. Андрея Кобылы, — по преданию родоначальника рода Романовых; отец его Гланда Камбила Дивонович, в крещении Иван, приехал в Россию в последней четверти XIII века из Литвы или из Пруссии.

1185 2108. Роман Юрьев — Роман Юрьевич Захарьин-Юрьин (ум. 1543), окольничий боярин, потомство которого стало именоваться Романовыми; отец царицы Анастасии Романовны, прадед царя Михаила Федоровича.

1186 2109. Анастасии, — Романовны Захарьиной-Юрьиной (ум. 1560), первой жены Иоанна IV.

1187 21010. Михаила. — Федоровича (1596—1645), первого царя из дома Романовых.

1188 21011. Шейх-Мансур — мусульманский пророк, появившийся в Чечне в 1785 г. с проповедью нового религиозного учения, получившего впоследствии название мюридизма, и поднявший среди горцев Северного Кавказа знамя священной войны «газавата». Осажденный в 1791 г. в крепости Анапе, он был взят в плен и сослан в Соловецкий монастырь, где и умер. Долгое время происхождение и личность его оставались загадочными, пока профессору Оттино не удалось натолкнуться в Туринском архиве на письма за подписью «Profeta Mansur», из которых последнее было помечено «Соловецк, 15 сентября 1798». Дальнейшие разыскания, приведшие к находке его мемуаров, позволили с достоверностью установить его личность и сложную, фантастическую судьбу. Основатель мюридизма оказался итальянским авантюристом, беглым доминиканским монахом Джованни-Баттиста Боэти, родом из Турина. В бытность миссионером на Востоке он в совершенстве овладел языком и учением Корана и настолько освоился с обычаями и нравами мусульман, что мог в течение многих лет играть среди них роль религиозного и военного вождя. В своих мемуарах он упоминает о поездке в Петербург и аудиенции у Потемкина, которому он предложил грандиозный план покорения Константинополя. Но Потемкин не пошел навстречу и, вернувшись в Скутари, Боэти предпринял уже собственными силами фантастическую военную экспедицию против Турции, обернувшуюся в пятилетнюю войну с Россией и закончившуюся пленом и смертью в Соловках. По словам его биографа, мечты Шейха Мансура «не укладывались в рамки простой авантюры. Нет, это были грандиозные планы. Это был в душе великий реформатор, мечтавший о великих перестройках в мире и воевавший не с лицами, а с общественным укладом, с государственным строем и тем, что его поддерживает». В одном из писем к отцу он пишет: «Если угодно Богу, я увижу падение Константинополя, a зa ним и падение папского Рима, так как папа Римский, Константинопольский муфтий и шериф Мекки одинаковые невежды

452