Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 48.pdf/161

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

расст[ояния], когда прекратится притяжение? Очевидно только тогда, когда два центра совпадут. Что сделается с материей, окружающей два центра?

В этом весь вопрос. А на него я не нахожу ответов. — Ответ по мне следующий: — когда центры двух тел совпадают, притяжение кончается, и частицы тел соединяются, так что центр тяжести обоих тел один. He есть ли это химическое соединение?

Что сделается, когда тела двух притягивающихся центров входят одно в другое?

Упругость, отсутствие общего центра тяжести. —

Притяжение тел прямо пропорционально массам. —

Что есть масса? Масса — объем, помноженный на плотность.

Объем (один коэфициент) неопределим. Где объем запаха нашатыря? Где объем озона? Эфира? Где объем земли? с атмосферой воздуха или с атмосферой эфира? По какую границу? Мне скажут: объем плотности. Но одной плотности тел нет, кроме эфира. —

Объем есть: или представление одного из наших чувств, или сткляночка по сравнению с другой сткляночкой. Но объема тела математического нет.

Железный шар на ощупь и глаз представляется объемом; но он весь проникнут с поверхности воздухом, во всей внутренности лучами тепла и химическими соединениями, не определимыми по объему.

Другой коэфициент — плотность. Плотность чего? Железного шара? Но шар не состоит из железа, а из бесчисленного количества частиц, известным образом связанных, и все промежутки наполнены другими телами. —

Вес железного шара относительно воздуха и воды мне известен, но не плотность. Плотность железа мне может быть известна только тогда, когда бы я имел одно железо. — То, что называют плотность, есть неизвестное — масса, разделенное на неизвестный объем.

В сущности, ход мышления Ньютона последовательно таков. Возьмем за единицу то, что на глаз и ощупь кажется нам единицей — стклянку, и другую сумму единиц — несколько стклянок,

131