Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 54.pdf/563

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
с которого предназначался «Обществу взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных, низших и средних учебных заведениях Смоленской губернии». Предполагалось построить общежитие для учительских детей. — В связи с изданием этого сборника Д. Н. Жбанков лично (в начале марта 1900 г.) и письменно обращался к Толстому, прося его поддержать сборник своим участием. Толстой обещал. Однако, по тем или иным причинам, ему не пришлось выполнить данное обещание. В письме к Жбанкову от 1 апреля 1903 г. Толстой писал: «Простите, что не исполнил просьбы о сборнике. Это совершенно невозможно. И я истинно сожалею об этом, п[отому] ч[то], уважая вас, желал бы сделать вам приятное». См. т. 74, а также письма Д. Н. Жбанкова. (АТБ)

493. 21433. Одна дурн[ая] женщина моя же[на]. — См. прим. 44.

494. 21514. Фадееву отдал Хр[истианское] уче[ние]. — Т. е. запрещенное в то время в России сочинение Толстого «Христианское учение» (изд. «Свободное слово», Christchurch, 1900). — О Фадееве найти сведений не удалось.

495. 21517. Ртищеву Ц[арство] Б[ожие]. Калуга. — Дмитрий Иванович Ртищев (28 сентября 1840 — 30 августа 1904), в то время земский деятель. Из старинного дворянского рода. Калужский помещик (с. Жуково Тарусского у.). Сначала состоял на военной службе, затем три года был участковым мировым судьей и шесть лет уездным предводителем дворянства. С 1892 г. до смерти четыре трехлетия был председателем Калужской Губернской земской управы. По направлению либерал. — С 1876 был женат на Варваре Николаевне Дьяковой (1846—1899). О Д. И. Ртищеве см. H. Н. Кашкин «Родословные разведки», I, Спб. 1912, стр 357—359.

Д. И. Ртищев впервые обратился к Толстому с вызвавшим его запись письмом от 27 января 1901 г. (АТБ). В начале письма он сообщил ряд сведений о себе, затем писал о постигшем его в феврале 1899 г. горе. — Смерть жены «под ножом хирурга» глубоко потрясла его («она была для меня всё!»), он заболел нервным расстройством. По совету родных и знакомых он съездил к Иоанну Кронштадтскому, затем к врачу, «пользующему гипнотизмом», затем к схимнику «отцу Варнаве» (близ Троицкой лавры), но удовлетворения, утешения нигде не нашел. Не помогло и обращение к спиритизму. Он хватается за мысль, что «бессмертие личности с сохранением всех индивидуальных особенностей существует» (Арман Сабатье «О бессмертии души»). Наконец, в раздумье «что делать при такой массе противоречивых выводов и заключений», ему пришла мысль обратиться к Толстому, как к человеку «с независимыми воззрениями», «много думавшему над вечными вопросами бытия». Он хочет узнать воззрения Толстого «на сверхъестественную божественную сторону евангельского учения». Он пишет: «Если беседа моя с Вами не может осуществиться в виду многочисленности Ваших занятий, я попрошу Вас не отказать мне по крайней мере в разрешении прочесть Ваши неизданные сочинения, напр. «Толкование Евангелия», «Исповедь» и др... В феврале мне, вероятно, прийдется быть в Москве. Таким образом я могу иметь случай прислать к Вам за книгами или зайти лично». Судя по комментируемой записи, Толстой хотел послать ему свое сочинение «Царство

544