Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 54.pdf/611

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана
книжечку. [Курсив редактора.] Доктор у нас Московский лучший, Щуровский. Еще прекрасный, Ялтинский, Альтшуллер, и земский здешний, Волков. Последние два дежурят через ночь с Сережей и Буланже; я сижу до четырех часов, потом до утра Лиза Оболенская, утро хлопочет Маша, она же его кормит. Таня приходит посидеть. Доктора искренно говорят, что ничего вперед знать нельзя». (ГТМ, архив Т. А. Кузминской).

763. 29630. Щуровский уехал. — Доктор В. А. Щуровский уехал в Петербург.

5 февраля. Стр. 297.

764. 2971. Вторник, 5/18. — См. в Записной книжке, стр. 268—269, и в Дневнике, стр. 123—124, мысли, продиктованные Толстым в этот день (запись М. Л. Оболенской).

6 и 7 февраля. Стр. 297.

765. 2975—10. Среда, 6/19..... Четверг, 7/20..... страшная слабость, полная прострация; — Дни 6 и 7 февраля были наиболее опасным моментом всей болезни Льва Николаевича. 6-го был сильный жар весь день и врачи боялись нового распространения воспалительного процесса, но затем воспаление стало разрешаться, наступил кризис. 7-го «температура стала быстро падать, упала очень низко и сердце совершенно не работало. Весь день каждые полчаса давали возбуждающие, прыскали два раза камфору, давали шампанское, кофе, кофеин, дигиталис, анис, валериан — не переставая с утра до ночи. Ноги холодели, слабость была такая, что он сам думал, что конец. Было ужасно. Но к вечеру температура дошла до 37, пульс немного наладился, и когда доктору удалось его послушать, то оказалось, что большая часть воспаления разрешилась, и остался один крошечный кусочек не разрешившимся. Так что это был как бы кризис». (Письмо М. Л. Оболенской к В. С. Толстой от 8 февраля 1902. ГТМ).

8 февраля. Стр. 297.

766. 29714—15. Спал ночь хорошо..... много диктовал; — Про ночь с 7-го на 8-е и день 8 февраля В. В. Нагорнова писала: «Дядя заснул без морфия, с которым он раньше только и мог спать, и проспал шесть часов сряду. Температура спала до 36,4, явился аппетит, и он так себя хорошо чувствовал, что даже продиктовал Маше страницу какой-то статьи, которую писал до болезни, пожелал видеть меня и Конст. Алекс. [Иславина], разговаривал и шутил». (Письмо к гр. М. Н. Толстой от 9 февраля 1902). В этот день Толстой диктовал М. Л. Оболенской вероятно поправку к отосланной В. Г. Черткову в Англию для напечатания статье «О веротерпимости». См. воспоминания П. А. Буланже, «Минувшие годы», 1908, № 9, стр. 61. По свидетельству Буланже, 8 февраля, около часу дня, Лев Николаевич продиктовал ему предисловие к солдатской и офицерской «памяткам», а вечером, после состояния прострации, просил «прочесть продиктованное

592