Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 56.pdf/49

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

о своемъ душевномъ состояніи: разсматривать его, какъ нѣчто внѣшнее, сознавать себя, и невозможность сознать это сознаніе, разсматривать его, какъ нѣчто внѣшнее, сознавать сознаніе. Я могу, разсматривая себя, познать, что я сейчасъ раздраженъ или умиленъ, что мой поступокъ былъ дурной или хорошій, но я не могу сознать этого сознанія, разсматривать это сознаніе, какъ нѣчто внѣшнее. Я могу сказать: что я сознаю, что я сознаю (и даже, что сознаю, что сознаю, что сознаю), но это сознаніе не будетъ имѣть никакого содержанія, а будетъ только все то же сознаніе своей духовности.

[4)] Три предположенія: 1) духъ = сознаніе = разумъ — произведенiе матеріи и въ зависимости отъ нея. 2) Матерія — произведенiе сознанія и въ зависимости отъ него. 3) Духъ и матерія нераздѣльно соединены и ни одна не вліяетъ на другую.

Въ первомъ случаѣ на вопросъ, откуда взялась матерія, составляющая мое тѣло, я долженъ отвѣтить: отъ прежде бывшей матеріи. А та? Отъ прежней. А та? И я долженъ признать совершенно непонятную мнѣ матерію, появившуюся сама собою.

При второмъ на вопросъ, откуда взялась душа? я отвѣчаю тѣмъ, что не признаю вопроса. Душа, сознаніе, разумъ, ни откуда не появилось — оно есть, одно дѣйствительно есть, такъ есть, что безъ него ничего нѣтъ. И потому въ первомъ случаѣ источникъ меня внѣ меня въ безконечн[омъ] и совершенно непостижимъ, во 2-мъ онъ во мнѣ и вполнѣ ясенъ.

Третье же предположеніе отпадаетъ само, такъ какъ не могутъ быть равны два начала жизни, изъ которыхъ одно вполнѣ непонятно, а другое вполнѣ понятно.

[5)] Сонъ — совершенное подобіе смерти: въ томъ, что прекращается сознаніе, но не прекращается жизнь. Можетъ быть, подобенъ сонъ и тѣмъ, что въ немъ начинается новое сознаніе, все основанное на прежнемъ (бдящемъ), но не связанное съ нимъ.

Можетъ быть, подобіе и въ томъ, что вся наша жизнь относится къ истинной жизни, какъ сновидѣнія къ нашей теперешней жизни. Точно также, какъ въ теперешней жизни послѣ каждаго засыпанія и пробужденія жизнь все больше и больше открывается, такъ и истинная жизнь все больше и больше открывается съ каждымъ рожденіемъ послѣ смерти.

34