Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 63.pdf/423

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

близости къ смерти, чѣмъ обыкновенно. Какъ хорошо вы живете! Какъ я радъ тому, что вы пишете о себѣ.3 Поцѣлуйте за меня вашу милую, добрую жену и дѣтей.

Вашъ Л. Толстой.

Сейчасъ подумалъ — если бы я въ тотъ день, когда получилъ ваше письмо, написалъ вамъ то, чтò хотѣлъ; а теперь пожалуй не выйдетъ. Я постараюсь, но если не успѣю, вы не сѣтуйте.

Отъ всей души братски обнимаю васъ.

Вашъ Л. Т.

На конверте:

Воронежъ. Старомосковская улица, домъ Либензона. Гаврило Андреевичу Русанову.

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Впервые опубликовано А. Е. Грузинским в «Вестнике Европы», 1915, 3, стр. 11. Датируется на основании почтовых штемпелей на конверте: почтовый вагон 10 ноября 1886 и Воронеж 12 ноября 1886. На автографе пометка Г. А. Русанова: «Получено в Воронеже 12 ноября 1886 г.».

Письмо Г. А. Русанова, на которое отвечает Толстой, датировано 23 октября 1886 г. (АТБ). Выдержки из него приводим ниже.

1 Черновые наброски Толстого, переписанные и озаглавленные переписчиком А. П. Ивановым (см. П. И. Бирюков, «Мои два греха» — ТП, 1923, 3). Об этом Г. А. Русанов писал: «Мне пришлось как то прочесть, кажется, в «Новом времени» о том, что в Петербурге ходит по рукам новое произведение Ваше под заглавием «Государство и церковь».

Затем я прочел в «Неделе» в статье В. Г. (№ 34 или 36) о том, что в Петербурге же ходит по рукам другое неизвестное мне произведение Ваше, в котором, между прочим, объясняются некоторые библейские изречения, встречающиеся в Ваших ненапечатанных произведениях.... Будьте так добры, помогите мне достать эти вещи» (из письма Г. А. Русанова к Толстому от 23 октября 1886 г. АТБ).

2 В подлиннике: большой

3 Г. А. Русанов писал о своей жизни в Воронеже, куда он перебрался по выходе в отставку и между прочим сообщал: «Чувствую себя (говорю про душевное настроение) очень сносно, а часто даже и вовсе хорошо; никому и даже себе самому не жалуюсь. Когда я был здоров, я хуже, несчастливее чувствовал себя. Последний год моей жизни, самый бедственный для меня, с точки зрения всех меня окружающих, я вспоминаю легко, не без удовольствия, между тем, как воспоминания из жизни предшествовавших годов большею частью неприятны мне. К мысли о смерти я отношусь довольно спокойно — по крайней мере — сравнительно. Прежде я не мог думать о ней без ужаса» (из письма Г. А. Русанова к Толстому от 23 октября 1886 г. АТБ).

407