Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 72.pdf/327

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

и во имя кот[орыхъ] ваши сыновья и братья одни умерли, замученные врагами Христа, другіе вмѣстѣ съ П[етромъ] В[асильевичемъ]33 несутъ и теперь еще свои тяжелыя страданія. Соблазнъ собственности есть самый тонкій34 соблазнъ, вредъ кот[ораго] очень хитро скрыть отъ людей, и поэтому такъ много христіанъ претыкались объ этотъ камень. И потому такъ радуются враги христіанства тому, что многіе изъ васъ увлекаются теперь пріобрѣтеніемъ собственности. Враги всегда яснѣе насъ самихъ видятъ наши недостатки и наши отступленія отъ того, чтò мы исповѣдуемъ. И оттого же огорчаются такъ сторонники христіанства, видя въ нѣкот[орыхъ] изъ васъ это желаніе пріобрѣтенія собственности.

Сначала кажется, что между отрицаніемъ насилія, отказомъ отъ военной службы и признаніемъ собственности нѣтъ никакой связи. Мы христіане въ жизни, мы не судимь, не убиваемъ, но собственность мы можемъ имѣть, п[отому] ч[то] владѣніемъ имущества мы не нарушаемъ ученія Христа, думаютъ люди. Но только стоитъ людямъ признать это, и отъ христіанства очень скоро не остается ничего, кромѣ словъ, и, къ сожалѣнію, неискреннихъ и лицемѣрныхъ словъ. Мало того, въ признаніи собственности, въ пріобрѣтеніи и удержаніи ея, есть35 признаніе того самаго, во имя чего вы понесли всѣ свои страданія. Вы говорите: мы не будемъ насиловать и убивать, но собственность личную мы будемъ имѣть. Но насиліе и убійства узаконенныя только затѣмъ и существуютъ, чтобы защищать собственность. Если бы не было этихъ насилий и убійствъ, то никто бы не могъ удержать собственности. И если мы удерживаемъ собственность сами, не дѣлая насилія, то только п[отому], ч[то] собственность наша ограждена угрозой насилія и убійства. И потому признаніе собственности есть признаніе и насилія и убійства; и не стоило того отказываться отъ военной и полицейской службы, если признавать собственность, к[оторая] под[д]ерживается только военной и полицейской службой. Это еще хуже. Не будемъ служить, а будемъ для своихъ выгодъ пользоваться чужой службой.

Христ[iанское] ученіе нельзя брать кусочками: или все или ничего. Оно все неразрывно связано въ одно цѣлое: признаніе себя сыномъ Божіимъ, благо кот[ораго] состоитъ только въ исполненіи воли Бога. А изъ этаго признанія себя сыномъ Бога вытекаетъ любовь къ ближнему, и изъ любви къ ближнему одинаково —отрицаніе насилія, присяги и блуда и собственности.

И поэтому простите меня, дорогіе братья, если въ этомъ письмѣ что нибудь [не] такъ сказалъ и чѣмъ нибудь оскорбилъ васъ, и всетаки съ любовью примите мои слова и подумайте о нихъ. Мож[етъ] быть, и найдете что нибудь пригодное для васъ. Мнѣ же кажется, что вамъ теперь устраивать жизнь въ новой странѣ послѣ того, какъ вы были изгнаны изъ своего отечества за вѣрность христіанскому ученію, со всѣхъ сторонъ выгодно

313