Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 72.pdf/453

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

вас как на человека, который стал бы в Англии социалистом и лишь благодаря особым условиям отсталой России превратился, подобно Иисусу, в непрактичного индивидуалиста, я стал смотреть на вас так, как смотрю теперь. На этом опыте — колония в Перлей и великодушная дружба Моода — я понял, как в древние времена распространялась религия, когда личное общение заменяло общение через печатное слово».

2 См. письмо № 298.

3 См. письмо № 221.

4 О болезни Джона Кенворти (см. письма №№ 314, 326 и 332) Моод писал Толстому 16 июля н. ст. 1900 г. (перевод с английского): «Дорогой друг, я колебался, писать или нет о бедном Кенворти, но чувствую, что надо написать хоть несколько строк. Пытаться входить в непонятные мне самому подробности его многочисленных ссор и обвинений, из которых многие, повидимому, совершенно неосновательны, будет ни к чему [...] Положение всех нас очень трудное, потому что приходится выбирать одно из двух: или вмешиваться в ссоры и пререкания, или же дать Кенворти понять, что мы хотим стоять в стороне от него и его предприятий. Уже несколько месяцев тому назад я предчувствовал наступавшую беду, и меня интересовало, к чему поведет его поездка к вам: отвлечет ли она его, или вызовет кризис. Много раз пытался я дружески говорить с Кенворти, указывая ему на его ошибки, но всё было напрасно [...] Наконец, мне пришлось письменно изложить то, чтò я говорил ему несколько раз, а именно, что я не могу брать его сторону против некоторых других лиц и что я прошу его не связывать моего имени с его новыми деловыми проектами [...] Два года я находился под почти гипнотическим воздействием его личности, и теперь испытываю как физическую, так и душевную потребность освободиться от его напряженного и возбуждающего влияния».

5 Луиза Яковлевна Моод.

* 350. И. М. Трегубову.

1900 г. Августа 3. Я. П.

Дорогой Иванъ Михайловичъ,

Пишу вамъ не своей рукой, потому что уже нѣсколько дней какъ боленъ моей обычной, очень разслабляющей меня болѣзнью. Я въ концѣ прошлаго года писалъ вамъ с З[оновымъ],1 который хотѣлъ посѣтить васъ, и въ томъ письмѣ выражалъ мое грустное чувство о томъ, что, по прежнему любя васъ, не имѣю съ вами общенія. Если письмо то не дошло до васъ, то теперь искренно повторяю вамъ то же самое. Благодарю васъ за присылку писемъ;2 стараюсь быть полезнымъ страдающимъ. Такъ, пожалуйста, напишите мнѣ, дорогой Ив[анъ] Мих[айловичъ], доброе письмо, не давайте мнѣ много порученій,

436