Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 78.pdf/300

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

религиозных учениях; во всех одно и то же учение о любви к нему, т. е. к добру и к ближним. Неверующие ищут доказательств истинности религии; нет более сильного доказательства, как то единое во всех религиозных учениях и в сердце каждого человека, когда он добросовестно сравнит между собою все религиозные учения и заглянет в свое сердце.

Вторая же статья (я настолько уважаю вас, что не боюсь быть несогласным с вами и высказать это несогласие) меня не удовлетворила. Я не думаю, чтобы нужен был руками человеческими воздвигнутый храм.2 Храм этот воздвигнут богом. Это весь мир живых существ и в особенности людей, по отношению которых мы всегда можем проявлять свою веру.

Очень рад общению с вами.

Любящий вас

Печатается по копировальной книге № 8, л. 390, куда вклеен дубликат подлинника, написанного и датированного на машинке.

В письме из Луганска от 25 ноября 1908 г. Николай Иванович Стефанович рассказывал о своей жизни. Окончив семинарию, уже не веря в некоторые догматы, он стал священником, но затем под влиянием «ошеломивших» его религиозных произведений Толстого он совсем отошел от православия и отказался от духовного сана. На конверте помета Толстого: Замечательное письмо и брошюра. (Письмо опубликовано в журнале «Голос Толстого и Единение» 1917, 5, стр. 6—7.) Об этом письме есть запись в ЯЗ 5 декабря 1908 г.

1 Н. Стефанович, «I. Верую во единого бога. II. Неведомому богу», Луганск, 1908.

2 И. И. Стефанович, напоминая, что в древней Греции был воздвигнут жертвенник «неведомому богу», во второй статье проводил ту мысль, что храмы различных религий должны быть заменены храмом для поклонения «единому неведомому богу».

* 333. И. М. Трегубову.

1908 г. Декабря 21. Я. П.

Ясная Поляна, 21 декабря 1908 г.

Милый друг Иван Михайлович,

Таких ненапечатанных рассказов, которые бы я считал нужным напечатать, у меня нет, и поэтому не могу исполнить в этом ни вашего желания, ни желания редактора «Руси».1

Почему я исключил то, что было в прежнем «Кратком евангелии», я не помню, но могу сказать, что, когда я его готовил

297