Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 78.pdf/353

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

344. Акционерному обществу «Граммофон» (Москва), 17 июля. В письме от 10 июля общество «Граммофон» обратилось к Толстому с просьбой разрешить запись его голоса для граммофонной пластинки.

H. Н. ответить отказ[ом].

Голос Толстого был записан для граммофона 20 декабря 1908 г.

345. В. В. Вечор-Щербович (Петербург), 18 июля. Ответ на письмо от 4 июля с вопросом, что читать, чем руководствоваться в жизни.

Ответ[ить] Н. Н.

346. М. Б. Лазареву (Москва), 18 июля. По поводу «Не могу молчать» Лазарев писал в письме от 4 июля: «В этой статье я не нашел выражения Вашего взгляда касательно тех убийств и исполнений приговоров, которые имеют место в лагере, противном правительству».

О ст[атье].

347. Антонину и Моравичу (Чехия), 20 июля. Письмо корреспондентов в архиве не найдено. Судя по сохранившемуся в архиве ответу Д. П. Маковицкого, они задали Толстому ряд вопросов по славянской проблеме. См. в этом списке № 518.

348. А. Самохваловой (Бурга Николаевской ж. д.), середина июля. В письме от 11 июля А. Самохвалова просила разрешения прислать на отзыв ее стихотворения.

Ответ[ить], что не имею времени. Б[ез] о[твета].

Пометы об ответе нет.

349. Алтеру Хонаху (Евье Виленской губ.), 21 июля. В письме от 12 июля (почт. шт.) Хонах просил дать адреса духоборов.

Н. Н. ответ[ить]. Марка.

350. С. Я. Василевскому (Горловка Екатеринославской губ.), 22 июля. В письме от 12 июля С. Я. Василевский сообщил, что за публичное осуждение православной веры против него возбуждено преследование. Просил ходатайствовать о нем перед Столыпиным.

Написать Стол[ыпину]. Б[ез] о[твета]. Н. Н. отв[етить], что не могу.

О том же Василевский писал 18 июля.

Н. Н. написать, ч[то] не могу.

Н. Н. Гусев ответил сразу на оба письма.

351. Г. Назарному (Екатеринослав), 24 июля. В письме от 18 июля Назарный, высказывая свой взгляд на историю как на «колоритную картину народных трудов и славы, ошибок и падений», спрашивал, как Толстой смотрит на историю и почему не кладет ее в основу своего мировоззрения.

История хороша бы была только совершенно истинная. Слишком многообразны условия, которые определяют жизнь человечества, и историки берут одну какую-либо сторону: государственную, экономическую; а тут и религия и бесчисленное количество сторон. И потому истории, те, которые теперь существуют, представляют какую-нибудь 0,01 того содержания, которое, собственно, представляет действительную историю народа. При существующем взгляде на историю всегда выставляются события политические, как самые главные,

350