Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 78.pdf/76

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись собственноручная. Впервые опубликовано в «Литературном наследстве», № 37-38, М. 1939, стр. 323.

О вел. кн. Николае Михайловиче (1859—1918) см. т. 73, стр. 166.

Ответ на письмо вел. кн. Николая Михайловича от 2 февраля 1908 г. После письма к нему Толстого в 1905 г. Николай Михайлович не решался больше писать Толстому и только теперь, после беседы с П. А. Сергеенко, сообщившим о желании Толстого получить сведения о распорядке дня русских императоров, позволил себе написать. К письму он приложил эти материалы и, кроме того, спрашивал, не заинтересуют ли Толстого выписки из писем Николая I, относящиеся ко времени процесса и казни декабристов.

1 В письме от 14 сентября 1905 г. (а не 1906 г.) Толстой писал Николаю Михайловичу о том, что в их отношениях «есть что-то ненатуральное» и что не лучше ли прекратить их (см. т. 76).

2 Толстой резко писал о русских царях в статье «Единое на потребу» (см. т. 36).

3 [скромность]

Материалы о декабристах Николай Михайлович прислал в середине марта. О впечатлении, которое они произвели на Толстого, есть запись в Г, 2 от 17 марта (стр. 115).

60. М. А. Стаховичу.

1908 г. Февраля 28. Я. П.

Милый Михаил Александрович,

Я знаю, что вы точно любите меня, любите не как писателя только, но и как человека, и, кроме того, вы человек чуткий и поймете меня. От этого обращаюсь к вам с большой, большой просьбой. Просьба моя в том, чтобы вы прекратили этот затеянный юбилей, который кроме страдания и хуже чем страдания — дурного поступка с моей стороны, не доставит мне ничего иного. Вы знаете, что и всегда, а особенно в мои года, когда так близок к смерти — вы узнаете это, когда состаритесь — нет ничего. дороже любви людей. И вот эта-то любовь, я боюсь, будет нарушена этим юбилеем. Я вчера получил письмо от княжны Дондуковой-Корсаковой,1 которая пишет мне, что все православные люди будут оскорблены этим юбилеем. Я никогда не думал про это, но то, что она пишет, совершенно справедливо. Не у одних этих людей, но и у многих других людей вызовет чувство недоброе ко мне. А это мне самое больное. Те, кто любят

73