Страница:Social transfomation in Russia.pdf/36

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


I. Въ 48 губерніяхъ Европейской Россіи, за исключеніемъ л совъ и неудобныхъ земель, насчитывается 170 милліоновъ д сятииъ, пригодныхъ для с льско-хозяйствеішой культуры. Изъ этой площади больше 100 милліоновъ находятся въ над л крестьяпъ, 20 милліоновъ десятинъ принадлежитъ государству, уд ламъ, церквамъ, монастырямъ и т. п., и 50 милліоновъ десятинъ состоитъ въ частной, преимущественно крупной, собствеиности. Эта посл дняя категорія землевлад нія -и служитъ главнымъ орудіемъ эксплоатаціи трудящихся. Поы щики иди нанимаютъ рабочихь для возд лыванія своихъ полей, или сдаютъ крестьянамъ въ аренду .свои угодія. Въ какой м р распространенъ въ нашемъ сельскомъ хозяйств наемный трудъ—можно судить no даннымъ всероссійской лереписи въ 1897 году. Въ 50 губерніяхъ Европейской Россіи 1.750.000 мужчинъ и 550.000 жешщшъ показали при.переписи, что ихъ главнымъ занятіемъ служитъ работа по найму въ сельскомъ хозяйств . А во всей Россійской Имперіи въ сельскомъ хозяйств, въ качеств ыаемныхъ рабочихъ, занято 1,855 тысячъ мужчинъ и 750 тысячъ жешцииъ-. He вс, впрочемъ, эти рабочіе нанимаются крупиымъ влад льцеыъ. Но съ другой стороны, зд сь усчитаны не вс лица, исполняіощія сельско-хозяйственныя работы въ пом щичьихъ экономіяхъ. Зд сь, кон чно, не показаны т крестьяне, которые им ютъ собственное хозяйство и вм с-т вынуждены исполнять разныя работы на аом щиковъ: за землю, за взятые въ долгъ деньги или хл бъ.

Судьба земдед льческаго батрака, конечно, очень незавидна; но еще тяясел е та эксплоатація, какой подвергается нашъ мелкій самостоятельный землед лецъ, всл дствіе того, что онъ н можетъ обойтись безъ поы щичьихъ угодій и выЕужденъ, во что-бы-то ни стало, брать ихъ въ наемъ.

Причину ж такой ыужды мелкаго землед льца въ пом щичьихъ угодьяхъ нужно искать и въ условіяхъ освобожденія крестьянъ изъ кр постной неволи, н въ обстоятельствахъ пореформеннаго хозяйственнаго развитія страны.



Тот же текст в современной орфографии
I.

В 48 губерниях Европейской России, за исключением лесов и неудобных земель, насчитывается 170 миллионов десятин, пригодных для сельско-хозяйственной культуры. Из этой площади больше 100 миллионов находятся в наделе крестьян, 20 миллионов десятин принадлежит государству, уделам, церквам, монастырям и т.п., и 50 миллионов десятин состоит в частной, преимущественно крупной, собственности. Эта последняя категория землевладения и служит главным орудием эксплуатации трудящихся. Помещики или нанимают рабочих для возделывания своих полей, или сдают крестьянам в аренду свои угодья. В какой мере распространён в нашем сельском хозяйстве наёмный труд – можно судить по данным всероссийской переписи в 1897 году. В 50 губерниях Европейской России 1.750.000 мужчин и 550.000 женщин показали при переписи, что их главным занятием служит работа по найму в сельском хозяйстве. А во всей Российской Империи в сельском хозяйстве занято 1.855 тысяч мужчин и 750 тысяч женщин. Не все, впрочем, эти рабочие нанимаются крупным владельцам. Но с другой стороны, здесь усчитаны не все лица, исполняющие сельско-хозяйственные работы в помещичьих экономиях. Здесь, конечно, не показаны те крестьяне, которые имеют собственное хозяйство и вместе вынуждены исполнять разные работы на помещиков: за землю, за взятые в долг деньги или хлеб.

Судьба земледельческого батрака, конечно, очень незавидна; но ещё тяжелее та эксплуатация, какой подвергается наш мелкий самостоятельный земледелец, вследствие того, что он не может обойтись без помещичьих угодий и вынужден во что бы то ни стало брать их внаём.

Причину же такой нужды мелкого земледельца в помещичьих угодьях нужно искать и в условиях освобождения крестьян из крепостной неволи, и в обстоятельствах пореформенного хозяйственного развития страны.