Страница:Social transfomation in Russia.pdf/43

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


торой нечего д лать и старшему покол нію. Вс стремятся поэтому купить или арендовать землю; продажныя и наемныя ц ны посл дн й растутъ крайне быстро; крестьяне-же-арендаторы, а подчасъ и покупатели земли—такъ же быстро разоряютея.

Нужда крестьянина въ земл открыла крупиому землевлад льцу возможиость требовать съ крестьянъ за сиимаемую ими землю такую высокую плату, какую не можетъ вынести ни одно коммерческое предпріятіе. И если крестьянинъ уплачиваегь эти безумныя суммы, то лишь потому, что онъ не думаетъ о коммерческихъ прибыляхъ, что ему пекуда болыпе приложить свою рабочую силу, что онъ держится за хозяйство, какъ за досл днее средство не умереть съ голоду; ограничиться обработкой своего клочка иевозможно: онъ долженъ, во (что бы то ии стало, прииаігять пом щичыо землю. Илатя безушгыя ц ны за арендуемую землю, безъ которой многіе землед льцы не могли бы прокормить и лошадн, крестьяиииъ и ув репъ въ томъ, что его столь-же нуждающійся сос дъ ие перебьетъ у него участка иа сл дуюіцш годъ. Къ огромнымъ расходамъ, коиміі зе>глед лецъ покупаетъ себ возыожность вести хозянство, прпсоединяется иеув рейиость въ прочности и этого ііололсеиія; а отсюда проистекаетъ готовиость иести елі^е большія жертвы, лишь бы удерзкать чужую землю. Такой зависимостп хозяйства крестьяннна па своей земл отъ того—удается лн ему ареидовать чу жу ю землю, ие ыабл юдается нй въ какой Европейской страи . Поэтому пигд эксплоатація трудящагося земелыіымъ капиталомъ ие пршінмаетъ такихъ широчихъ разм ровъ и такихъ тяжелыхъ формъ, какъ въ Россіи.

На этой почв вопіющей земельной иужды выросла эксплоатація крестьяниііа не только, какъ арендатора, ио и какъ рабочей силы: д ло въ томъ, что шюгіе пом яціки не соглашаются отдавать крестьянамъ землю іщаче, какъ съ обязательствомъ вм сто денелсной платы обрабатывать пом щичыі угодья и исполнять другія работы на пом іцика. Еще бол е, кажется, крестьяне закабаляются на гіом щичьи работы потому, что ихъ доходовъ не хватаетъ ыа удовлетворепіе вс хъ нуждъ, и что зимою многимъ изъ иихъ приходится обращатьея къ кулакамъ и пом щикамъ съ просьбою дать имъ въ долгъ



Тот же текст в современной орфографии

торой нечего делать и старшему поколению. Все стремятся поэтому купить или арендовать землю; продажные и наёмные цены последней растут крайне быстро; крестьяне же — арендаторы а подчас и покупатели земли — так же быстро разоряются.

Нужда крестьянина в земле открыла крупному землевладельцу возможность требовать с крестьянина за снимаемую ими землю такую высокую плату, какую не может вынести ни одно коммерческое предприятие. И если крестьянин уплачивает эти безумные суммы, то лишь потому, что он не думает о коммерческих прибылях, что ему некуда больше приложить свою рабочую силу, что он держится за хозяйство, как за последнее средство не умереть с голоду; ограничиться обработкой своего клочка невозможно: он должен во что бы то ни стало принанять помещичью землю. Платя безумные цены за арендуемую землю, без которой многие земледельцы не могли бы прокормить и лошади, крестьянин не уверен в том, что его столь же нуждающийся сосед не перебьёт у него участка на следующий год. К огромным расходам, коими земледелец покупает себе возможность вести хозяйство, присоединяется неуверенность в прочности этого положения; а отсюда проистекает готовность нести ещё большие жертвы, лишь бы удержать чужую землю. Такой зависимости хозяйства крестьянина на свое земле от того — удастся ли ему арендовать чужую землю, не наблюдается ни в какой Европейской стране. Поэтому нигде эксплуатация трудящегося земельным капиталом не принимает таких широких размеров и таких тяжёлых форм, как в России.

На этой почве вопиющей земельной нужды выросла эксплуатация крестьянина не только, как арендатора, но и как рабочей силы: дело в том, что многие помещики не соглашаются отдавать крестьянам землю иначе, как с обязательством вместо денежной платы обрабатывать помещичьи угодья и исполнять другие работы на помещика. Ещё более, кажется, крестьяне закабаляются на помещичьи работы потому, что их доходов не хватает на удовлетворение всех нужд, и что зимой многим из них приходится обращаться к кулакам и помещикам с просьбой дать им в долг