Страница:Vilkitskiy-severniy-morskoy-put-1912.pdf/7

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Въ 1675 году посѣтилъ Новую землю китоловъ Скоббергеръ, а въ 1676 году Вудъ и Фловзъ плавали на двухъ судахъ, изъ нихъ одно потерпѣло крушеніе у береговъ Новой Земли, а другое тогда же вернулось въ Англію.

Послѣ того отысканіе сѣверо-восточнаго пути въ Китай было совсѣмъ оставлено и на протяженіи почти 100 лѣтъ, если и были плаванія, то главнымъ образомъ китобоевъ и другихъ съ цѣлями лишь промышленными или учеными.

Въ числѣ этихъ плаваній, мы должны упомянуть о плаваніи большой сѣверной экспедиціи, снаряженной по повелѣнію Императрицы Анны Іоанновны для описи сѣверныхъ береговъ Россіи, о которой я скажу впослѣдствіи, и о плаваніи въ Карское море Родіона Иванова, который въ Сентябрѣ 1690 года потерпѣлъ крушеніе у Шараповыхъ кошекъ, на западномъ берегу Ямала, зимовалъ тамъ съ 15 человѣками команды и въ слѣдующее лѣто былъ снятъ русскими промышленными судами.

Вновь вопросъ о сѣверо-восточномъ пути былъ выдвинутъ нашимъ знаменитымъ академикомъ Ломоносовымъ, который въ 1755 году написалъ объ этомъ пути записку, а затѣмъ разработалъ цѣлое сочиненіе, вслѣдствіе котораго въ 1764 году послѣдовалъ указъ о снаряженіи экспедиціи для прохода Сибирскимъ океаномъ въ Камчатку.

Экспедиція эта плавала въ 1765 и 1766 гг. подъ начальствомъ Капитана 1 ранга Чичагова, она два раза достигала параллели 80½°, но свободнаго моря тамъ не видѣла.

Опуская теперь на время начавшіяся въ прошломъ столѣтіи экспедиціи съ ученою цѣлью, мы этимъ самымъ подойдемъ къ цѣлому ряду плаваній, вызванныхъ неутомимою энергіею Михаила Константиновича Сидорова.

Несмотря на отрицательное отношеніе къ его проектамъ даже со стороны ученыхъ обществъ, явившееся вслѣдствіе зародившагося мнѣнія о непроходимости Карскаго моря, въ 1860 году пускается въ этотъ путь Лейтенантъ Крузенштернъ. Онъ 1-го Сентября былъ въ Карскихъ воротахъ и нашелъ, что какъ этотъ проливъ, такъ и Карское море были свободны ото льда, но 4 Сентября, совершивъ небольшой рейсъ по Карскому морю, ушелъ въ Печору.

Черезъ два года онъ по соглашенію съ Сидоровымъ снова пошелъ; 14 Августа былъ въ Югорскомъ шарѣ, гдѣ сталъ на якорь, но часа черезъ два послѣ этого вѣтеръ перемѣнился, нагналъ ледъ, которымъ Крузенштернъ былъ сорванъ съ якорей и вынесенъ въ Карское море, но вскорѣ онъ освободился и подошелъ къ Югорскому шару. Желая однако идти на востокъ, и не имѣя должнаго вѣтра, привязался къ льдинѣ и на этомъ буксирѣ шелъ нѣсколько дней по Карскому морю, но затѣмъ былъ окруженъ льдомъ и такъ носился по морю со своей шхуной «Ермакъ», пока 9-го Сентября увидѣвъ себя у береговъ Ямала, онъ не рѣшился оставить судно. Съ громадными лишеніями онъ черезъ недѣлю достигъ берега, гдѣ онъ и его экипажъ былъ подобранъ самоѣдами, доставившими ихъ въ Обдорскъ.

Постоянныя приглашенія Сидорова идти, нашли откликъ и у Норвежскихъ моряковъ-промышленниковъ, и въ 1869 году пошли въ Карское море норвежскія промысловыя суда, изъ нихъ одно подъ управленіемъ Іоганнесена пройдя черезъ Карскія ворота въ Карское море, достигло 26 Іюля острова Бѣлаго. Въ тотъ же годъ англичанинъ Паллизеръ прошелъ черезъ Маточкинъ шаръ и также плавалъ къ Бѣлому острову.

Въ 1870 году, Іоаганнесенъ, съ одобренія королевской шведской академіи наукъ, снова посѣтилъ Карское море, куда вошелъ Карскими воротами. Выйдя къ Ямалу въ широтѣ 71° 48', пересѣкъ снова Карское море и у Новой Земли въ широтѣ 73° 48' снова пошелъ къ Ямалу, а оттуда тоже по свободному морю мимо сѣверной оконечности Новой Земли домой.

Въ слѣдующемъ 1871 году въ Карское море снова устремилось большое число норвежскихъ промысловыхъ судовъ,

Тот же текст в современной орфографии


В 1675 году посетил Новую землю китолов Скоббергер, а в 1676 году Вуд и Фловз плавали на двух судах, из них одно потерпело крушение у берегов Новой Земли, а другое тогда же вернулось в Англию.

После того отыскание северо-восточного пути в Китай было совсем оставлено и на протяжении почти 100 лет, если и были плавания, то главным образом китобоев и других с целями лишь промышленными или учеными.

В числе этих плаваний, мы должны упомянуть о плавании большой северной экспедиции, снаряженной по повелению Императрицы Анны Иоанновны для описи северных берегов России, о которой я скажу впоследствии, и о плавании в Карское море Родиона Иванова, который в Сентябре 1690 года потерпел крушение у Шараповых кошек, на западном берегу Ямала, зимовал там с 15 человеками команды и в следующее лето был снят русскими промышленными судами.

Вновь вопрос о северо-восточном пути был выдвинут нашим знаменитым академиком Ломоносовым, который в 1755 году написал об этом пути записку, а затем разработал целое сочинение, вследствие которого в 1764 году последовал указ о снаряжении экспедиции для прохода Сибирским океаном в Камчатку.

Экспедиция эта плавала в 1765 и 1766 гг. под начальством Капитана 1 ранга Чичагова, она два раза достигала параллели 80½°, но свободного моря там не видела.

Опуская теперь на время начавшиеся в прошлом столетии экспедиции с ученою целью, мы этим самым подойдем к целому ряду плаваний, вызванных неутомимою энергиею Михаила Константиновича Сидорова.

Несмотря на отрицательное отношение к его проектам даже со стороны ученых обществ, явившееся вследствие зародившегося мнения о непроходимости Карского моря, в 1860 году пускается в этот путь Лейтенант Крузенштерн. Он 1-го Сентября был в Карских воротах и нашел, что как этот пролив, так и Карское море были свободны ото льда, но 4 Сентября, совершив небольшой рейс по Карскому морю, ушел в Печору.

Через два года он по соглашению с Сидоровым снова пошел; 14 Августа был в Югорском шаре, где стал на якорь, но часа через два после этого ветер переменился, нагнал лед, которым Крузенштерн был сорван с якорей и вынесен в Карское море, но вскоре он освободился и подошел к Югорскому шару. Желая однако идти на восток, и не имея должного ветра, привязался к льдине и на этом буксире шел несколько дней по Карскому морю, но затем был окружен льдом и так носился по морю со своей шхуной «Ермак», пока 9-го Сентября увидев себя у берегов Ямала, он не решился оставить судно. С громадными лишениями он через неделю достиг берега, где он и его экипаж был подобран самоедами, доставившими их в Обдорск.

Постоянные приглашения Сидорова идти, нашли отклик и у Норвежских моряков-промышленников, и в 1869 году пошли в Карское море норвежские промысловые суда, из них одно под управлением Иоганнесена пройдя через Карские ворота в Карское море, достигло 26 Июля острова Белого. В тот же год англичанин Паллизер прошел через Маточкин шар и также плавал к Белому острову.

В 1870 году, Иоаганнесен, с одобрения королевской шведской академии наук, снова посетил Карское море, куда вошел Карскими воротами. Выйдя к Ямалу в широте 71° 48', пересек снова Карское море и у Новой Земли в широте 73° 48' снова пошел к Ямалу, а оттуда тоже по свободному морю мимо северной оконечности Новой Земли домой.

В следующем 1871 году в Карское море снова устремилось большое число норвежских промысловых судов,