ЭСГ/Социализм/III. Социальное движение нового времени/2. Франция

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

2. Франция. Особенности социалистического движения во Франции определяются в общем экономической отсталостью французского капитализма в XIX веке. Промышленная жизнь здесь крайне медленно шла по пути крупного машинного производства. В самом начале XIX века, по окончании наполеоновских войн, во Франции царила реакция. Вернувшиеся Бурбоны толкали страну на путь к старым формам, задерживая экономическое развитие, и приводили население к нищете, голодным бунтам. Социалистическое движение в это время могло находить себе выход только в развитии тайных обществ, организуемых на основе заговорщических стремлений. Из тайных обществ наиболее крупным являлось в это время общество „Карбонариев“, возникшее в Париже в 1821 г. В результате деятельности различных тайных обществ такого рода, в различных пунктах вспыхивают мелкие восстания, заговоры, которые, однако, быстро подавляются. Террор и расправы особенно усиливаются при Карле X. Массы населения пока молчали, пассивно воспринимая факты свирепой реакции. Но уже в 1830 г. недовольство охватывает массы и 30-го июля приводит к революции. Во главе недовольных стали члены тайных обществ; старые солдаты, помнившие лучшие дни, студенты, ремесленники, рабочие взялись за устройство баррикад. В последовавшие за этим годы движение оживляется; оно идет еще по старому пути заговоров, мелких восстаний, но в это время постепенно вырабатывается впервые классовое сознание у французских рабочих. Последнее особенно ярко выявляется в лионском восстании 1831 г.; восстали лионские ткачи в виду тяжелого положения, вызванного кризисом в шелковом производстве. Восставшие выступили с оружием в руках, разбили национальную гвардию и овладели городом; это было чисто рабочее движение, стихийно направившееся на захват власти в руки рабочих; присланная правительством 20-ти тысячная армия подавила восстание; через несколько времени восстание снова вспыхивает; восставшим на этот раз помогают члены отделения Парижского общества „Прав человека“; происходит упорный бой, длившийся пять дней; восстание снова, однако, подавляется.

С половины 30-ых годов снова подымается революционное настроение, возрождаются идеи бабувизма; снова вырастают тайные общества, из которых особенно выделяется деятельность „Общества времен года“, основанного Бланки в 1837 г.; оно стремится путем подготовки восстания совершить социальную революцию, предварительно захвативши в революционные руки власть и создавши революционное временное правительство для осуществления принципа равенства: во главе общества стоит Барбес и Мартен Бернар; восстание назначается на 12-е мая 1839 г., но к восставшим (их было до 1.000 человек) никто не примкнул, и восстание кончилось неудачей. В 1840 г., несмотря на разочарования и неудачи, возникает новое общество — „Общество рабочих — сторонников равенства“, ставящее целью общую собственность на все блага, а средством — диктатуру народа. Но в общем, сороковые годы — период легального социализма, годы мирного характера. Выступают Луи Блан, Кабэ. За эти годы идет быстрым темпом рост капитализма, железно-дорожного строительства; но в 1847 г. разражается промышленный кризис, и в феврале 1848 г. вспыхивает революция. Временное правительство, в состав которого входит Луи Блан, проводит знаменитый декрет о „Праве на труд“ (см.), которым правительство обязалось каждому рабочему обеспечить существование работою; организуются „национальные мастерские“ (см.). B ходе революции резко выступает лево-революционное течение, направляющее движение по пути к захвату власти в руки рабочих, — течение, во главе которого стоит Бланки. Бланки не встречает поддержки и сочувствия своим решительным действиям; его план терпит крушение, и сам Бланки приговаривается к тюрьме на 10 лет. „Национальные мастерские“ правительством распускаются; парижский пролетариат снова приступает к баррикадам (23 июня); на этот раз рабочие остались в одиночестве; только что революционно-настроенная мелкая буржуазия города их не поддерживает, происходит трехдневный бой, — в результате тысячи убитых, массовые высылки и аресты; партия „порядка“ одерживает верх; „право на труд“ отменяется; вводится 12-часовой рабочий день; Прудон попадает в тюрьму, Луи Блан спасается бегством в Англию.

Рабочее движение после этого надолго затихает. 1859 год приносит амнистию. Снова появляется Бланки. С 60-ых г. вообще движение оживает. 60-ые годы идут под знаком двух течений: более мирного — прудонизма, и более революционного — бланкизма; эти же годы дают осуществление идеи „международной ассоциации рабочих“ в 1864 г. (Интернационал); парижские секции Интернационала сначала тяготеют к прудонизму, но с 1867 г. во главе становятся „молодые“, более революционно-социалистического направления (Варлэн, Малэн, Бриан); Бланки готовит свои боевые дружины к новому заговору-восстанию, при чем его тайная организация насчитывает уже до 2.000 членов; летом 1870 г., когда война с Пруссией уже началась, Бланки пытается осуществить идею восстания путем захвата казармы в рабочем квартале с сотнею вооруженных революционеров, но восстание кончилось полной неудачей; в том же году происходит и восстание в Лионе, при участии Бакунина, но также без всякого успеха.

События, связанные с войной 1870 г., снова приводят французское население и, главным образом, парижан в движение. После седанского поражения империя пала, и 4 сент. 1870 г. была провозглашена третья республика. Снова вспыхнули революционные стремления парижских рабочих, особенно когда были подписаны тяжелые условия мира. В это время Национальное Собрание, состоявшее в большинстве из консервативных элементов, заседало в Версале и не могло пользоваться симпатиями парижских рабочих, так же как и мелкой буржуазии Парижа, возмущенной особенно отменой моратория по долговым обязательствам, вызванного войной и осадой Парижа. Революционное настроение парижского населения тотчас же находит себе выход; образовывается Центральный Комитет Национальной Гвардии, беспартийный, объединивший все недовольные и революционно-настроенные элементы. Тогда правительство решается покончить с недовольным Парижем и разоружить национальную гвардию. Посланные войска, однако, отказываются стрелять, начальник отряда расстреливается национальными гвардейцами. Это служит началом восстания; городская ратуша захватывается народом; правительство, чиновники, крупная буржуазия спешат оставить Париж; власть переходит в руки Центрального Комитета, который назначает выборы в городской коммунальный совет. Городской совет Парижа — Парижская Коммуна — избирается всеобщим голосованием, и ей передается власть; в ее составе лишь ⅓ рабочих; среди ее членов несколько интернационалистов (Варлен, Вальян, Маллон); преобладающий элемент коммуны — мелкие буржуа. Определенного плана действия у коммуны не было; члены Интернационала не были в силах взять на себя общего руководства, так как большинство членов оказалось не на их стороне. Коммуна продержалась 72 дня. Вся деятельность коммуны была направлена, гл. обр., на то, чтобы обеспечить существование осаждаемому населению (подробнее см. „Франция — Коммуна 1871 г.“).

Парижская Коммуна и ее геройская защита в истории развития социализма имела огромное влияние. Но во Франции, по ее подавлении, непосредственно последовали дни ссылок, изгнаний и разгрома защитников коммуны. Социалистическое движение здесь останавливается на долгие годы. Некоторое оживление замечается лишь с конца 70-ых г.

С 1876 года начинается ряд „национальных конгрессов рабочих“, но на них социалистических настроений совсем не замечалось. Однако, постепенно начинают подыматься голоса, с одной стороны, группы бланкистов, с другой — группы, сорганизовавшейся вокруг Жюля Геда (см.), выступившего с пропагандой идей, близких к марксизму. На марсельском съезде в 1879 г. группа гедистов одерживает верх, проводится резолюция об обобществлении средств производства и основывается единая „Французская Рабочая Партия“. Группа гедистов (Гед, Лафарг, Девилль) в 1880 г. проводит в Ф. Р. П. программу на социалистической основе, составленную Гэдом и Лафаргом при содействии Маркса и Энгельса; в программе объявляется целью французских социалистических стремлений „политическая и экономическая экспроприация класса капиталистов и передача всех средств производства в руки общества“. Уже при обсуждении и принятии этой программы обнаруживаются разногласия; часть членов Ф. С. П., стоящая на платформе чисто национального движения, считает программу слишком революционной. Раскол происходит окончательно в 1882 г. на конгрессе в Сент-Этьенне: партия распадается на марксистское крыло — гедистов — и поссибилистов. Последние выдвигают в своих программных действиях только такие требования, которые они считают возможными для выполнения, и отрицательно относятся к централизму, признавая за каждым округом и каждой местностью право иметь свою самостоятельную программу; лидером поссибилистов выступает Поль Брусс. С момента раскола поссибилисты выходят из Ф. Р. П. и организуют свою особую „Французскую Революционно-социалистическую Рабочую Федерацию“. Вскоре поссибилисты раскалываются в свою очередь: на бруссистов (Поль Брусс) и аллеманистов (Аллеман); этот раскол произошел в 1890 г.; в 1891 г. аллеманисты принимают название „Французской Революционно-социалистической Рабочей Партии“. Аллеманисты относятся частью скептически, частью отрицательно к парламентаризму и парламентской борьбе.

На ряду с этими организациями существовали: бланкисты, анархисты, синдикалисты, радикал-социалисты (Милльеран) и независимые социалисты (с Жоресом во главе). С конца 90-ых годов начались попытки объединения всех этих различных социалистических организаций. Особенно горячо за объединение выступает Жорес. В 1902 г. независимые социалисты, бруссисты и ряд самостоятельных провинциальных социалистических организаций образовали „Французскую Социалистическую Партию“. На год раньше, в 1901 г., гедисты, бланкисты и левая часть аллеманистов образовали „Социалистическую Партию Франции“. Первая, Ф. С. П. — партия более умеренных; вторая — С. П. Ф. — более радикальных социалистов. В 1905 г. произошло объединение между обоими партиями; объединение выразилось в организации объединенной „Социалистической Партии“, куда вошли, т. о., и гедисты, и бруссисты, и бланкисты, и аллеманисты, и независимые социалисты; лишь реформистская группа независимых (Милльеран, Бриан, Вивиани) не примкнула к С. П. и обособилась в самостоятельную партию, с названием „Республиканской Социалистической Партии“. Объединенная С. П. за период своего существования от начала возникновения до мировой войны (1905—1914) проявила себя, как умеренно-социалистическая партия, с патриотическо-националистическим настроением. Но после Октябрьской революции в России среди С. П. стала нарастать волна левых настроений, что и обнаружилось на съезде С. П. в Туре (в дек. 1920 г.), когда по вопросу о присоединении к Коминтерну (см. ниже) С. П. разбилась на две части: большинство партии примкнуло к Коминтерну, приняв название Французской Коммунистической Партии (секция Коминтерна), меньшинство же вступило в Венский Интернационал (2½-нный), сохранив старое название „Социалистической Партии“. Коммунистич. Партия во Франции окончательно сконструировалась, в 1921 г., располагая печатным органом „L’Humanité“, как центральным органом партии.

В жизни французского социализма большую роль играют профессиональные союзы и их организация. Рост профессионально-союзного соединения и вообще профессионально-союзного движения начался непосредственно после Парижской Коммуны. Уже к 1872 г. существовало „Профессиональное Рабочее Объединение“. После различных попыток к выработке общих принципов объединения и общей программы для деятельности проф. союзов, с 1903 г. большинство професс. союзов Франции объединяется в организацию „Всеобщей Конфедерации Труда“. К этому времени сложился и выработался общий характер рабоче-профессионального движения Франции, определяемый идеями революционного синдикализма, т.-е.: отрицательным отношением к парламентско-политической борьбе; отрицанием организационной роли в будущем строе за государством; отношением к профессиональному союзу, как к основной ячейке будущего социалистического общества, и проч. (см. Синдикализм). Когда началась мировая война, в 1915 г., состоялась конференция Конфедерации Труда, на которой обнаружилось, как преобладающее, патриотическое настроение. После Октябрьской революции 1917 г. в России, среди профессиональных союзов Франции развивается революционное настроение, и между правым и левым, настроенным революционно, крылом возникают столкновения. Последние привели к тому, что Всеобщая Конфедерация Труда к 1922 г. раскалывается на две раздельных организации: правую, реформистскую, и левую — революционную, с названием „Унитарная Всеобщая Конфедерация Труда“; последняя выступает в контакте с Ф. Комм. Партией (см. подробнее XLVII т., Франция в эпоху мировой войны).