Страница:География Страбона в семнадцати книгах (пер. Мищенко, 1879).pdf/81: различия между версиями

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
(нет различий)

Версия от 15:11, 17 июня 2016

Эта страница была вычитана


  
39


тельно, спутники Телемаха удивляются обилію украшеній царскихъ палатъ, украшеній состоявшихъ «изъ золота, янтаря, серебра и слоновой кости»[1].

Изъ этихъ предметовъ ни-одинъ не имѣлся у Эѳіоповъ въ изобиліи, кромѣ слоновой кости, такъ какъ большая часть Эѳіоповъ были очень бѣдны и къ тому же вели кочевой образъ жизни. Это правда, скажутъ; но подлѣ нихъ лежала Арабія и нѣкоторыя области Индіи; Арабія, которая одна называется счастливою, преимущественно передъ всѣми странами міра; хотя Индія не называется тѣмъ же именемъ, однако и ее считаютъ и изображаютъ какъ «счастливѣйшую страну» мы отвѣчаемъ на это, что Индіи Гомеръ не зналъ; въ противномъ случаѣ онъ упомянулъ бы объ ней; а что касается Арабіи, которую теперь называють счастливою, то она не была въ то время богата, напротивъ была бѣдна и населеніе ея городовъ обитало въ палаткахъ. Область, доставляющая ароматы, откуда и происходитъ самое имя ея (αροματοφορος), перенесенное потомъ на всю Арабію въ силу того, что подобные товары въ нашихъ странахъ рѣдки и дороги, — область эта незначительна. Въ наше время жители Арабіи пользуются благосостояніемъ и богаты, благодаря непрерывнымъ и многочисленнымъ сношеніямъ; тогда же, по всей вѣроятности, этого не было.

Разумѣется, кто торговалъ ароматами и гонялъ верблюдовъ, тотъ пріобрѣталъ подобною торговлею нѣкоторый достатокъ. Менелаю нужны была добыча или подарки отъ царей и вельможъ, которые, обладая средствами, охотно давали бы ему за его знатность и славу. Египтяне и сосѣдніе съ ними Эѳіопы, Арабы не были ни совершенно дики, ни совершенно несвѣдущи относительно славы Атридовъ, приобрѣтенной главнымъ образомъ успѣшнымъ окончаніемъ Троянской войны, такъ что Менелай могъ надѣяться получить отъ нихъ подарки, подобно тому какъ по поводу шлема Агамемнона сказано:

«Его нѣкогда въ знакъ гостепріимства далъ ему Киниръ, потому что до Кипра доходила его великая слава»[2].

Необходимо при этомъ сказать, что большую часть времени Менелай странствовалъ по Финикіи, Сиріи, Египту, въ Либіи, а также въ окрестностяхъ Кипра и вообще по берегамъ нашего моря и по нашимъ островамъ, потому что въ этихъ мѣстностяхъ можно было получать и дары гостепріимства, и пріобрѣсти кое-что силою и разбоемъ, въ особенности отъ тѣхъ, которые сражались въ союзѣ съ Троянцами. Между тѣмъ отдаленные варвары, жившіе на берегахъ внѣшняго моря, не внушали Менелаю никакой надежды на пріобрѣтеніе. Поэтъ говоритъ, что Менелай приходилъ въ Эѳіопію, а не такъ, будто бы онъ достигъ только границъ ея, прилегающихъ къ Египту; кромѣ того границы эти могли

  1. Одис. IV, 73.
  2. Иліад. XI, 20.
Тот же текст в современной орфографии

тельно, спутники Телемаха удивляются обилию украшений царских палат, украшений состоявших «из золота, янтаря, серебра и слоновой кости»[1].

Из этих предметов ни-один не имелся у Эфиопов в изобилии, кроме слоновой кости, так как большая часть Эфиопов были очень бедны и к тому же вели кочевой образ жизни. Это правда, скажут; но подле них лежала Арабия и некоторые области Индии; Арабия, которая одна называется счастливою, преимущественно перед всеми странами мира; хотя Индия не называется тем же именем, однако и её считают и изображают как «счастливейшую страну» мы отвечаем на это, что Индии Гомер не знал; в противном случае он упомянул бы об ней; а что касается Арабии, которую теперь называют счастливою, то она не была в то время богата, напротив была бедна и население её городов обитало в палатках. Область, доставляющая ароматы, откуда и происходит самое имя её (αροματοφορος), перенесённое потом на всю Арабию в силу того, что подобные товары в наших странах редки и дороги, — область эта незначительна. В наше время жители Арабии пользуются благосостоянием и богаты, благодаря непрерывным и многочисленным сношениям; тогда же, по всей вероятности, этого не было.

Разумеется, кто торговал ароматами и гонял верблюдов, тот приобретал подобною торговлею некоторый достаток. Менелаю нужны была добыча или подарки от царей и вельмож, которые, обладая средствами, охотно давали бы ему за его знатность и славу. Египтяне и соседние с ними Эфиопы, Арабы не были ни совершенно дики, ни совершенно несведущи относительно славы Атридов, приобретённой главным образом успешным окончанием Троянской войны, так что Менелай мог надеяться получить от них подарки, подобно тому как по поводу шлема Агамемнона сказано:

«Его некогда в знак гостеприимства дал ему Кинир, потому что до Кипра доходила его великая слава»[2].

Необходимо при этом сказать, что большую часть времени Менелай странствовал по Финикии, Сирии, Египту, в Либии, а также в окрестностях Кипра и вообще по берегам нашего моря и по нашим островам, потому что в этих местностях можно было получать и дары гостеприимства, и приобрести кое-что силою и разбоем, в особенности от тех, которые сражались в союзе с Троянцами. Между тем отдалённые варвары, жившие на берегах внешнего моря, не внушали Менелаю никакой надежды на приобретение. Поэт говорит, что Менелай приходил в Эфиопию, а не так, будто бы он достиг только границ её, прилегающих к Египту; кроме того границы эти могли

  1. Одис. IV, 73.
  2. Илиад. XI, 20.